Карен Шахназаров: «Весь мир знает русскую литературу благодаря «Анне Карениной»

Рeдaктурa былa сeрьeзнaя, и этo виднo нa экрaнe. Я рaзныe кaртины снимaл, нo никoгдa eщe тaк близкo нe пoдxoдил к тeмe взaимooтнoшeний мужчины и жeнщины. Сeгoдня — oстрый мoмeнт в нaшeй истoрии. «Нaдo вeрнуть гoсудaрствeнную oргaнизaцию, кoтoрaя зaнимaлaсь бы вoпрoсaми кинo, кaкoй было Госкино. Оратор оценил его как крайне низкий. У нас ничего не делается в этом плане — а Советский Союз производил всю кинотехнику, камеры и т.д.». Нет такого органа. В это же время Франция, например, производит 450 картин, а Швеция, где 9-миллионное население, — 50. В СССР снималось порядка 300 картин в год. И добавил: «Интерес к политике у меня наследственный. Люди в кино, по словам Шахназарова, работают разные и цели ставят перед собой соответствующие: «Леонид Гайдай всю жизнь делал легкие эксцентрические комедии, но вкладывал все, что было у него в душе. Природа его юмора национальна. Ведь кино влияет на мировоззрение человека, имеет огромное идеологическое значение. Как говорить с человеком, который не знает, когда была Октябрьская революция и кто победил во Второй мировой войне?.. Люди должны высказывать свое мнение. Главный показатель — долголетие фильма. Американская литература работает на кино. Это тоже часть профессии». И в этом смысле роман Толстого — патриотическое произведение, хотя в нем ничего не сказано о любви к Родине. Надо говорить. Человеку, который хочет оставаться художником, надо заставить себя не пойти наипростейшим путем. Так и «Анна Каренина». И это должны понимать в тех кругах, которые в определенной степени призваны заниматься такими вопросами…

Когда речь зашла об уровне сценарного дела, Карен Шахназаров сказал: «Мы с Владимиром Бортко — советские режиссеры. Разговор шел не только о кино, но и об уровне образования в России. Но приезжали студенты из алтайского села — и они знали все. Они были в дефиците, но шла эффективная работа над ними. Я сделал шесть картин в то время. Он искал интересный материал, был более творческим человеком». Посмотрите наши фильмы — и станет ясно, что мы собой представляем, чем живем», — ответил Шахназаров. В мировом масштабе требуется одна тысяча фильмов в год. Российский режиссер живет, как правило, тем, как найти денег и что-то снять, — перед советским такой проблемы не стояло. Конечно, посмотрев фильм, политик не изменится, но на какие-то струны его души кино повлияет. Никакого. Рынок требует колоссального количества продукции. И проблема хороших сценариев всегда стояла. Получаю удовольствие от работы. В Государственной думе во второй раз провели лекцию, посвященную Году кино. Российское же сегодня этим похвастать не может. Например, как себя вести, чтобы с тобой считались. Задавшая этот вопрос девушка ссылалась на картину Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». Какое же место в этом процессе занимает российское кино? При нынешней системе образования молодежь не может получить всего того, что получало наше поколение. фото: Наталья Мущинкина

Начал разговор кинорежиссер Владимир Бортко с вопроса о положении российского кинематографа. Как правило, такие люди умеют что-то делать. Ничего лучше, чем «Анна Каренина», не написано на эту тему. й, ничего уже не будет. Если человек хорошо работает, то он вызывает уважение. Американское кино сегодня наиболее сильное. Это индустрия №1 в мире. «Крик нашей души — на экране. Кто-то требовал от него откровений, «крика души», как у предыдущего оратора — Михалкова. Если фильм живет 40 лет — значит режиссер вложил в него что-то важное». Это была голливудская система: наши классики — Эйзенштейн, Александров и другие — ездили в США и многое привносили в наше кинопроизводство. Шахназаров считает, что искусство — это часть политики, и наоборот. Люди, поступающие на режиссерский факультет, не знают ничего. Я делаю свою версию, тщательно сохраняя язык Толстого, но привнося в фильм и другие моменты. И я решил сделать на эту тему фильм». Американцы производят больше тысячи фильмов в год. Раньше на пляжах сидели с книгой, а сейчас все смотрят кино — в метро, самолетах, всюду. Говоря о патриотизме, Шахназаров вновь вспомнил Гайдая: «Он очень патриотичен. Порядка 80 картин сделано в прошлом году. Были и лирические вопросы. Его фильмы до сих пор живут. А душа у него была большая. Тех, кто работал в советском кино, осталось единицы. Я вырос в семье профессионального политика, много читал того, чего мои ровесники не могли. — Оно не блестящее, — честно сказал Шахназаров, — Россия производит мало фильмов.