Отношения с Россией — это травма, которая ещё долго будет беспокоить, — философ Мирослав Попович

В рaзгoвoрe Пoпoвич рaзрушaeт срaзу двa стeрeoтипa. Этo пoпыткa пoнять и пeрeoсмыслить истoрию XX стoлeтия. Вoeнный мир сидит в нaс всю жизнь Дирeктoр Институтa филoсoфии, aкaдeмик, кaвaлeр фрaнцузскoгo oрдeнa Пoчётнoгo лeгиoнa Мирoслaв Пoпoвич рaсскaзaл Фoкусу o свoeй нoвoй книгe, спaсaющeм русскoм мaтe и пoискax счaстьяТaмaрa Бaлaeвa — 05.11.15 4994590167Филoсoф Мирoслaв Пoпoвич — пoлиглoт, пeрвый прeдсeдaтeль Нaрoднoгo руxa, aвтoр бoлee 100 нaучныx рaбoт. Пeрeвoдoм зaнимaлся eгo тoвaрищ, филoсoф из Нoвoсибирскa Витaлий Цeлищeв. Причём нe тoлькo рoссийскиx, нo и укрaинскиx. Пoэтoму нe случaйнo выбрaл имeннo тaкoй мaтeриaл, a, нaпримeр, нe рaбoты пo лoгикe нaуки. В oктябрe вышeл русский перевод книги Мирослава Поповича «Кровавый век», которую он написал на украинском языке десять лет назад. Первый — о том, что у философа есть готовые ответы на все вопросы. Он мёрзнет в своём кабинете без отопления на Трёхсвятительской улице, сидит под криво висящей картиной с изображением старого Киева, изредка смотрит на портреты мыслителей, которые в этой комнате соседствуют с макетами кораблей и большими морскими ракушками. — Когда мы начинали переводить, никто не думал, что в Донбассе и в Крыму будет происходить такой кошмар, — говорит учёный. Кроме того, благодаря переводу книги на русский я удвою, если не удесятерю, круг читателей. Второй — о том, что учёные такого уровня — небожители, оторванные от реальности. В 2015-м ему исполнилось 85 лет, но возраст даёт о себе знать лишь когда он говорит, что не умеет пользоваться интернетом. Его страницу в Facebook ведёт внучка, а он пишет книги, ездит на встречи и семинары и, когда остаётся время, — преподает.
В каком-то смысле он анекдотическая фигура, его всегда представляют босым, юродивым и под терниями. Не знаю, насколько это правда. Тайна человеческого «я» и поисков никогда не будет познана. Мы не знаем сами, какие мотивы вдруг победят в нас. Есть такие внутренние миры, которые лучше не опредмечивать, не выносить на свет их убожество. Читайте также: Донбасса давно уже нет, не тревожьте мертвеца, — Олег Соловей, доцент Донецкого университета Может быть, счастье в том, чтобы найти его. Но не нужно трактовать его философию прямолинейно и вульгарно. Все говорят о самореализации, о том, что высшая цель человека — опредметить свой внутренний мир. В чём счастье? Конечно, они получают маленькую зарплату, но это не делает человека ни счастливым, ни несчастным. Но среди ответов на вопрос о том, что такое человек, мне больше всего нравится фраза из Шолом-Алейхема: «Человек есть то, чем он может быть». Но если человек говорит о себе, что он хорошо прожил жизнь, это значит, что он не надрывался, не стонал, не мучился, а получал радость от каждого мгновения и от каждого своего выбора. Можно иметь всё, но быть несчастливым. — Я не сказал бы, что философия — пристанище несчастных людей. Человек в каждый момент выбирает, что будет им руководить, ради чего он делает что-то. Тайна заключается в том, что неизвестно, откуда у нас берутся мотивации.
Вы родились в 1930 году. То, что разделяет восток и запад — бледные тени прошлого  Был вечно голодный. А эти бедные ребята сидят и корпят над танком. Видел, что ими двигало. Моя мама была учительницей, и все ребята из её класса пошли в партизаны. Не казённый патриотизм и не сама реальность, потому что сталинские годы были мучением для всех. Но даже не это главное. Обходил стороной противопехотные мины. Никто из них не выжил. Конечно, эта война повлияет на мировоззрение людей. Много всяких жутких страниц — и вдруг они оживают, я возвращаюсь в мир, где всё снова, как в детстве, — бомбардировки, предательство, верность. Мы бы хотели, чтобы его не было, но он есть. Война давно закончилась, все ходят на свидания и занимаются мирными делами. Кто-то проживёт жизнь и не заметит этого влияния, кому-то оно исковеркает судьбу. Как война отражается на мировоззрении тех, кто только формируется как личность? А потом оказалось, что мы слишком легкомысленно относились к тому, что делали. На нас, на старшее поколение, так повлияла Вторая мировая война. При этом, как ни странно, годы войны — это счастливые для меня годы. В каком-то смысле и все мы здесь в Украине жили, работая над этим танком. Могут быть и неизлечимые травмы. Это поколение детей войны.
Острое неприятие богатых людей» Такая закономерность действительно существует? В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» герой говорит: «Женитесь, если повезёт, будете счастливым, не повезёт — станете философом». Неоправданная ненависть. Это конфликты между людьми с разными взглядами. «У усталости общества есть плохая сторона. Страсть, с которой люди обличают друг друга.
И когда всё плохо, людям кажется, что они где-то в прошлом уже давно разошлись» Спросили, на чьей он стороне, и в те секунды, которые у него были для ответа, он услышал отборный русский мат. Однажды он напоролся на партизанскую заставу, но не знал, чья она — «красных» или УПА. «То, что разделяет сегодня восток и запад, — это эфемерные, бледные тени прошлого. Настоящий раскол между западом и востоком существовал, когда я был маленьким. Ему завязали глаза и повели к командиру. Мы тогда жили на оккупированной советской территории, а уже за речкой начиналась западная территория. Мамин ученик, девятиклассник, ходил в лес устанавливать связь с партизанским отрядом. Удастся ли когда-нибудь избавиться от антагонизма между восточной и западной частью Украины и что до этого нужно? И когда всё плохо, людям кажется, что они где-то в прошлом уже давно разошлись, что они чужие друг другу. Антагонизм проявляется только когда в стране всё очень плохо во всех отношениях. — Болезни общества — что на западе, что на востоке одинаковые. Это конкретная деталь, выбор между жизнью и смертью. Что сейчас сталкивает восток и запад?
— Да. Фото: Светлана Левченко / theukrainians.org Вы получаете радость? В квартире у моего знакомого, философа Валентина Асмуса стоял телескоп, и время от времени он смотрел через него в небо. Я жалею, что у меня нет телескопа.
Но всё же из-за огрубения баланс сил в обществе сохраняется, и люди не бросаются друг на друга на улице. Это как раз та тема, которую лучше не поднимать. Хотя я не исключаю, что такой антагонизм существует между русскими и украинцами. Просто когда люди общаются, некоторые темы лучше не затрагивать. У нас было пол-литра на двоих, мы разговаривали, сходились во взглядах по всем вопросам, и всё было хорошо, а уже под утро он говорит: «Слушай, а вот эта независимость. Это хорошо, но за это мы поплатимся отсутствием сплочённости. Ведь мир возможного так же реален, как и мир, в котором мы живём. Не устанем ли от этого? В принципе, мы уже к этому идём. Между ними ходила воспитательница с пистолетом на поясе. Я несколько раз ездил в Израиль и запомнил случай. Это важный симптом поиска солидарности в культуре, искусстве, повседневности, истории. Тем не менее гром грянул. Четыре года назад вы говорили, что для изменений в стране необязательно должен грянуть гром, людям просто нужно переосмыслить всё, что происходит. Если бы мы хотели, чтобы Украина пришла к изменениям мирно, так и было бы. Я не думаю, что через какое-то время, когда мы устанем, мы перестанем быть людьми. На праздники детей из Донбасса возят в Галицию, и они живут в местных семьях. И иногда такие люди бросят словечко «жид», и всем становится неловко. Они выбежали на улицу, но не разбежались, как это обычно происходит у нас. Люди не только устают, но и грубеют в такой ситуации. Может быть, просто ещё не появились их плоды.  Могло ли быть по-другому? В экстремальных условиях последних лет украинцы проявляют сплочённость и самоотверженность. Не так давно мы сидели с приятелем из России на кухне до утра. Неоправданная ненависть. — Конечно, устанем. Они охраняли младших детей, и те играли на склоне. Хотя у усталости есть и плохая сторона. Такие вещи необходимы. — Поиск правды. Это частые конфликты между людьми с разными взглядами, раздражительность в обществе. Страсть, с которой люди обличают друг друга. — Да. Затянется ли конфликт на востоке и сможет ли Украина к нему приспособиться, как это сделал Израиль? Показатель того, что тема как раз такая — когда людям в беседе нужно контролировать себя, следить, чтобы не проскочило слово, которое может обидеть партнёра. Но такой тяжёлой атмосферы, как в Израиле, у нас точно не будет. Я думаю, это сработало бы. По периметру склона стали мальчики и девочки постарше с автоматами. Ведь именно для того, чтобы все израильтяне были единым целым, там возят по стране школьников и рассказывают им об исторических событиях в тех местах, где эти события происходили.
Место философа — везде
Мы, философы, всегда интересуемся тем, что происходит вокруг. — Не только общаюсь — мы отдали на время квартиру семье учёного из Славянска. Иными словами, его место — везде. То, что происходит сейчас в российско-украинских отношениях, означает, что нам приходится пересматривать всю историю начиная с Киевской Руси. — Там, где он может понять мир, в котором живёт. Например, я недавно получил вышедшую в Донецке книжку моего доброго знакомого. Это травма, которая ещё долго будет беспокоить людей. Есть сдвиг в сторону национальных проблем — мы и русские. — По их научным интересам можно судить о каких-то сдвигах. Россия всегда была идеализированной. Этот мир высоких достижений человеческого духа не должен угаснуть от того, что на базаре подорожала картошка или ещё из-за каких-то проблем в стране. Это и есть задача философа. Вы общаетесь с учёными из Донецка и Луганска? Жалею только о том, что у меня нет телескопа Каждый раз, когда общество оказывается перед большими угрозами, философы проводят переоценку ценностей и в каком-то смысле меняют их. Перед философом стоят вечные вопросы — жизнь, смерть, отношения между людьми, любовь, страх. Учёные из Донбасса постоянно приезжают, а многие из тех, кто защищал у нас докторские диссертации, даже переехали в Киев. Прочитал её, и оказалось, что там больше о религии, чем я ожидал. Это не долг, не дамоклов меч, это искренний интерес, который и делает философа тем, кем он является. Это не так просто. Где проще понять мир — зависит от ситуации. Как война отразилась на научном сообществе?