Основы студийной фотосъемки. Светоформирующие насадки, часть I : Fototips.ru — Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

Снимaть будeм нa бeлoй циклoрaмe. Причeм сдeлaть этo мoжнo нe тoлькo нa крупныx плaнax, нo и нa рoстoвыx фoтoгрaфияx. A мнe кaжeтся, чтo будeт oсoбeннo интeрeснo зaдeйствoвaть в нaшeм oбзoрe oбoрудoвaниe сoвeршeннo рaзныx цeнoвыx кaтeгoрий. A пoскoльку примeнeниe жёсткoгo рeфлeктoрa с сoтaми пoчти всeгдa oзнaчaeт oчeнь кoнтрaстный рисунoк с глубoкими тeнями, тaкжe дoбaвим и зaпoлняющий свeт. Зaнимaясь oбучeниeм студийной фотографии и наблюдая за первыми шагами своих учеников, я постоянно отмечаю один немаловажный момент. Первый с описанным рефлектором, сотой и диффузным фильтром мы разместим сверху, перед лицом модели.  
Схема 4: 150-сантиметровый октабокс
И вновь переходим от жёсткого света к мягкому. Наша первая цель — используя очень жёсткий по своей природе стандартный рефлектор, получить достаточно равномерное освещение, объёмное и фактурное, но не чрезмерно контрастное и без сложных резких теней, похожих на тени от полуденного солнца. 

Как видите, свет получился очень мягкий, равномерный, глубоких теней нет, несмотря на применение единственного источника. Найдя для основного (так называемого «рисующего) источника света наилучшее положение, снизим контраст, осветлив самые тёмные участки снимка. Таким образом мы получим более узкий световой поток, что сделает светотеневой рисунок ещё объёмнее и выразительнее. Так что именно начинающим фотографам и адресованы эти статьи. Она может крутиться, прыгать, делать широкие шаги. Я же хочу показать применение всего спектра насадок на конкретных примерах, то есть продемонстрировать, как они могут работать в реальных световых схемах, что, на мой взгляд, гораздо важнее. Моноблок с этим софтбоксом мы и разместим над головой модели, чуть впереди, в качестве рисующего света. Для этого нужно добавить так называемый «заполняющий» свет. Расстояние же между светильником и моделью определит контраст и, в силу изменения углового размера софтобкса, повлияет на жёсткость. В данном случае мы ограничились поясными портретами, но при желании с этой схемой можно снимать и в полный рост. Этот комплект под названием Hensel Integra Mini 600 Kit можно приобрести по цене около 40 тыс. Его мы и используем в качестве источника рисующего света, снабдив 9-дюймовым глубоким рефлектором. backstage

Продолжение следует…
Во второй части обзора я продолжу рассказ об интересных световых схемах и расскажу о работе с генераторным светом. В нашем распоряжении будут два моноблока Hensel Integra Mini 300, стандартный 18-сантиметровый рефлектор и белый зонт на отражение. В данной схеме используем для него белый зонт на отражение, расположенный на расстоянии нескольких метров перед моделью. Именно таким начальным комплектом, самым простым и доступным, мы и воспользуемся. 
Как видите, даже жёстким рефлектором можно осветить модель достаточно равномерно. Такой свет ставится за пару минут и подходит практически всем. Главное тут — не переборщить с мощностью, чтобы лишь минимально осветлить самые тёмные участки и вернуть на них фактуру, не потеряв объёмный рисунок. 
Тем не менее в случаях, когда хочется сделать картинку поярче, а заодно и ещё сильнее подчеркнуть объём, в схему можно добавить контровой свет. Для этого к комплекту из двух бюджетных моноблоков Hensel Integra Mini 300 добавим ещё один, более мощный Hensel Expert D 500. Кроме того, благодаря соте мы избежим попадания света на фон, сконцентрировав его на модели. Думаю, любителям бильярда должно быть немного проще. Главное преимущество схемы — её простота и универсальность. Такие картинки позволяют хорошо рассмотреть формируемый свет, мягкость теней и другие подробности — ищите и изучайте! Чаще всего их выбор останавливается на больших софтбоксах, а первые попытки снимать с жёстким светом откладываются на неопределённый срок. Конечно, здесь уже не обойтись без «журавля». Однако в этот раз мы обойдёмся всего одним источником света — появившимся в прошлой схеме моноблоком Hensel Expert D 500. При удачном расположении софтбокса заполняющий свет нам не потребуется, так что мы могли бы вполне обойтись и одним единственным моноблоком. На него я надел стандартный рефлектор со средней сотой — в противном случае слишком широкий световой поток попал бы на переднюю линзу объектива (при желании эта проблема решается шторками или флагом), а также переотражался бы от стен и потолка студии, снижая контраст всего снимка. Для этого очень удобно использовать стойку типа «журавль», но можно обойтись и обычной стойкой, например, из предложенного комплекта. Во-вторых, Hensel выпускает студийное оборудование всех возможных ценовых категорий; на сегодняшний день это самый широкой диапазон представленных на рынке решений с точки зрения стоимости. Естественно, основная задача — разместить рефлектор так, чтобы получить на лице и теле модели красивый объёмный светотеневой рисунок. Всего в нашей схеме будет задействовано два источника света. Они написаны с одной единственной целью — расширить ваши представления о студийном свете, побудить вас к экспериментам и помочь отказаться от упомянутых ограничений вроде применения только огромных софтбоксов. Выбирая высоту, на которой расположится контровик, следите за тем, как он очерчивает скулы и не искажает ли очертания лица. К сожалению, подавляющее большинство новичков, приступая к работе в студии, боятся хотя бы попробовать весь диапазон доступных насадок и долгое время игнорируют многие из них. Расположим большой октабокс над моделью, направив его вертикально вниз. Чтобы определить идеальное положение источника контрового света, вспомним правило из школьного курса физики: «угол падения равен углу отражения». Для построения световых схем мы также задействуем соты, шторки и даже парочку фильтров (так называемых гелей), но при этом постараемся не использовать слишком сложные схемы, а остановимся на простых вариантах. В сети вы легко найдете немало обзоров с установленными напротив белой стены манекенами, освещёнными тем или иным способом. Во-первых, в ассортименте выбранного производителя есть всё, что нам может понадобиться — Hensel предлагает широчайшую линейку светоформирующих насадок. При этом я не хочу тратить время на демонстрацию того, какой рисунок даёт каждая из насадок в отдельности. Такое освещение очень востребовано в коммерческих съёмках, каталожной съёмке, модельных тестах и во многих других ситуациях. Начав с моноблоков Hensel Integra Mini 300, которые при немецком качестве остаются самыми доступными для начинающих фотографов, мы перейдём к представителям самого популярного класса «пятисоток» — моноблокам Hensel Expert D500, затем к генераторам — студийному Hensel Nova D 2400 и батарейному Hensel Porty L 1200, а в заключение даже попробуем с ними Briese Focus 96 Kit — осветительную насадку стоимостью более полумиллиона рублей. На этот раз наша цель — сделать мягкую, равномерно освещённую фотографию в полный рост. Именно таким широчайшим ассортиментом Hensel и привлекателен для большинства новичков: для начала можно приобрести самый бюджетный комплект, дешевле которого просто нельзя найти что-либо путное; а затем, с ростом профессионализма и потребностей, улучшать его, докупая новое полностью совместимое оборудование с тем же байонетом, вплоть до наборов hi-end, по цене сопоставимых со стоимостью квартиры. При этом свет получился объёмный, но равномерный, без провалов и слишком глубоких теней, нуждающихся в заполнении. Для этого мы рассмотрим широкий диапазон популярных типов насадок и на примере несложных световых схем продемонстрируем, как эти насадки могут использоваться при съёмке людей. Смещение «контровика» в более боковое (относительно модели) положение сделает появляющийся на ней блик более широким и плавным, а задвинув его назад (за спину модели), вы получите более тонкий и чёткий светящийся контур. Чем ближе к модели мы установим источник заполняющего света, тем локальнее будет его влияние и тем меньше он будет освещать фон. Только на этот раз для заполнения нам послужит небольшой 90-сантиметровый октабокс.