Умер Умберто Эко: писатель, постмодернист и исследователь вечного фашизма

Для иx пoнимaния нeoбxoдимo знaть бoльшoй плaст мирoвoй культуры. Впрoчeм, счaстливы нeзaмeчaющиe. Вoт сeйчaс xoрoшo пeрeчитaть «Имя Рoзы».И eщe пeрeчислить, зaгибaя пальцы, его «14 ПРИЗНАКОВ ВЕЧНОГО…Опубликовано Сергеем Пархоменко 19 февраля 2016 г. Не забудем, что Эко — итальянец, живо интересовавшийся темой Муссолини и того, как нация может обезуметь, потерять человечность, по сути — обнажить ту самую бездну и пустоту, которую он в книгах маскировал развлекательным сюжетом. А третьи читатели дойдут до главного — до философии. Эко-писатель знал, что лечение может быть только одно: культура, тоненькая пленка над пустотой и бездной. В Италии на 85 году жизни в своем доме скончался знаменитый писатель-постмодернист Умберто Эко. Что такое постмодернизм — такой, каким его воплотил Эко на страницах своих книг? Именно они и знакомы с Эко по фильму «Имени розы», где все кончилось, в отличие от книги, очень даже хорошо: суровая насмешка массовой культуры над самым большим ее противником. Автор мучительно — шутками, игрой с предыдущей литературой, намеками на различные культурные образы маскирует главную тему: пустоту окружающего мира, тот факт, что из современности, описываемой методом постмодернизма, ушел смысл, она выдохлась, как это предсказал еще Элиот: мир кончился всхлипом, но продолжает существовать, бессмысленный, рядящийся в яркие одежды и совершенно, вопиюще пустой внутри. Крахом физическим: библиотека «Имени розы» сгорела, от нее остались лишь бессмысленные обрывки книг. Главное в «Вечном фашизме» — его 14 признаков, причем даже совпадение нескольких из них говорит, что общество глубоко больно. В этом и есть отличительная черта постмодерна: авторская ирония над литературной традицией — пастиш — ее непременное условие. Умер Умберто Эко. Именно этим лекарством были и остаются все книги великого постмодерниста. фото: ruwikipedia

Сразу же после своего первого романа — «Имени розы» (1980), хорошо известного у нас, в частности, благодаря экранизации, Эко стал признанным мастером главного метода конца XX века — постмодернизма. В России, говоря об Эко-публицисте и ученом, всегда первым делом вспоминают его эссе «Вечный фашизм». Однако Эко — это не только книги. Он крупный ученый-медиевист (специалист по Средним векам), философ культуры, специалист по Джеймсу Бонду (снова пристальное внимание к массовой культуре). Не случайно книги Эко кончаются крахом. Или крахом еще более глобальным, до «полной гибели всерьез» главного героя, как это происходит в том же «Маятнике Фуко».