Юлий Ким: «В анимации еще есть что изобретать»

Пoчeму? Зaтo всe пoмнят сoвeтскую клaссику… Чтo кaсaeтся инoстрaннoй мультипликaции, тo я ee видeл крaeм глaзa. — Мнe кaжeтся, у бoльшинствa людeй нeт чeткoгo прeдстaвлeния o сoврeмeннoй рoссийскoй aнимaции. Я xoрoшo пoмню и «Стeклянную гaрмoнику» Aндрeя Хржановского, и «Ежика в тумане» Юрия Норштейна. — Каких чувств у вас больше после просмотра программы — удивления, разочарования, восхищения? — Наверное, ваш слух в первую очередь режет музыкальный ряд в мультфильмах? Собираясь сюда, я совершенно не представлял себе, что это такое. Все сделано режиссером как будто на коленке, минималистично. Так что хожу и надуваю щеки. Вот такие угловатости и шероховатости встречаются. Судя по тому, что я посмотрел, в ней еще есть что изобретать. Зачем? — К сожалению, нет, потому что я привез с собой «вышивание» — несколько дел. Все время мое внимание спотыкалось на том, что сюжет начался так, а потом забрасывался, и развитие шло совсем в другую сторону. Мы видим одни силуэты героев. Анимация — это целый мир, изобилующий бесконечным разнообразием форм. — У меня есть остатки моих учеников, которым я преподавал литературу и историю. Юлий Ким известен он не только киноработами — от «Бумбараша» и «12 стульев» до «Формулы любви», но и стихами к популярному советскому мюзиклу «Очень синяя борода» (песни на музыку Геннадия Гладкова исполнили Михаил Боярский и Олег Анофриев), полнометражным «Гадким утенком» Гарри Бардина. В основном — коммерческую телевизионную, клиповую. Своими впечатлениями от современной анимации Юлий Ким поделился с «МК». — Удивительная история! То есть она, безусловно, есть, но кроется в деталях — быстро-медленно, человек-предмет, и здесь очень много ловко выдуманных вещей. А есть что-то, чего лично вам не хватает в кино молодых? Кто-то выпустит волчонка на волю или не выпустит, но на этом будет строиться конфликт. И такого рода ошибки и недостатки бросаются в глаза. — Где дети пришли на серьезный спектакль в театр со своей учительницей… — В первую очередь я бы обратил внимание на драматургию. Но дело в том, что я посмотрел несколько конкурсных показов и понял, что мог бы быть полезным и в другом деле — поучаствовать в работе жюри, потому что в анимационных фильмах, особенно новичков — студентов, дебютантов, мне видны недостатки, причем больше со стороны драматургии. С другой стороны, я запомнил замечательный фильм «Окна» Анжеллы Липской. Композиция продумана, хотя кое-что в фильме немного перетянуто. И вдруг возникает эпизод с пьяным отцом, с какой-то бутылкой, газета с дерущимися псами. Бывают бардовские слеты, где проводятся мастер-классы, которые обычно сводятся к тому, что я даю очередной концерт и рассказываю о приключениях своих песен, не более того. Точнее, прямое, но редкое. Многие диснеевские фильмы остались в памяти. — Всегда хочется, чтобы кино удивляло, особенно если снимает кино молодой человек, у которого запас фантазии остался еще от детства. А самым цельным фильмом, к которому у меня нет претензий, для меня стал «Гамлет» Евгения Фадеева. А драматургии, в сущности, нет. Хотя и в работах взрослых я тоже вижу что-то такое, о чем мог бы сказать. Ошибки и неудачи резко бросаются в глаза. Я чувствую, что у анимации есть резервы для того, чтобы отвлекаться от сюжета или собирать его из каких-то совершенно немыслимых ракурсов и фантазий, и это существует вполне закономерно и очень интересно. Это остроумное решение, и оно, конечно, очень экономит силы художника. Историю про маму мальчика я прочел так, что когда-то на нее напали волки, и это была старая семейная трагедия. — Нет-нет, в первую очередь это вопросы драматургические: сюжет, его повороты, финал, кульминация, перебор или недобор в развитии рассказываемой истории. Сейчас они уже седовласые или лысые люди, которые иногда собираются, весь 11-й Б или 10-й А, и зовут время от времени меня. — Да. А разбирать песни чужие, учить уму-разуму у меня не получается. — Но тогда странно, почему отец не мстит и не стреляет в волков…