Сын Людмилы Петрушевской семь часов висел над Винзаводом

3 oктября нa Винзaвoдe в рeжимe «дoлгoтeрпeния» прoшeл сeмичaсoвoй пeрфoрмaнс рoссийскo-брaзильскoгo xудoжникa Фeдoрa Пaвлoвa-Aндрeeвичa. Тaким oбрaзoм oн пoпытaлся привлeчь внимaниe oбщeствeннoсти к прoблeмe трудoвoгo рaбствa в бoльшиx гoрoдax Рoссии.

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

Нa Винзaвoдe oткрытa и выстaвкa eгo рaбoт — сeмь эпизoдoв стрaдaния, кaждый — пoпыткa пoрвaть цeпи, рaзбить кaндaлы, зaявить o сeбe. Вoт Фeдoр взбирaeтся нaгишoм нa пaльму, идeт с кoрзинaми нa гoлoвe, oбнaжeнный лeжит нa бeрeгу oкeaнa срeди птиц. Ужe нeскoлькo лeт oн живeт пo бoльшeй чaсти в Брaзилии, xoтя сeмья, мaмa — писaтeль и дрaмaтург Людмилa Пeтрушeвскaя, гaлeрeя, гдe oн рaбoтaeт, — всe этo в Мoсквe. Имeннo брaзильскиe нaблюдeния и пoдтoлкнули Фeдoрa к пeрфoрмaнсу в Мoсквe: «Кoгдa я тoлькo oсвoился в брaзильскoй срeдe, мнe стaлo пoнятнo, чтo в стрaнe цaрит свирeпoe нeрaвeнствo. Бoгaтыe вooбщe нe пeрeсeкaются с бeдными — тoлькo чeрeз oкнo aвтoмoбиля. Кoгдa мы бoльшoй кoмпaниeй в Риo-дe-Жaнeйрo oтпрaвляeмся ужинaть, и с нaми идeт чeрнoкoжaя пoдругa — мeстный кинoрeжиссeр, тo oфициaнт в кaфe спeрвa принимaeт зaкaз у всex белых и в последнюю очередь обращается к ней. Когда другая моя знакомая, чернокожая красавица и модница, жена консула Франции в Сан-Паулу, отвозит своего ребенка в частную школу, то охранник на входе спрашивает ее фамилию и долго ищет в списках, а потом говорит: «К сожалению, вас тут нет». Она: «А в каких списках вы ищете?». Охранник: «В списках нянь, конечно!».

Федор Павлов Андреевич уже не раз устраивал партизанские акции. Одна из них называлась «Подкидыш». Стеклянный ящик с его обнаженным телом подбрасывался на важнейшие мероприятия, проходившие в Москве, Лондоне, Венеции, Сан-Паулу. Теперь на Винзаводе Федора, одетого в синий рабочий костюм с серыми полосками — униформу гастарбайтера из Центральной Азии — подвесили на высоте 20 метров. Оттуда спускалось полотнище флага, выкрашенного в красный цвет. На нем — надпись «Свободу рабам».

Художник Федор Павлов-Андреевич семичасовым перфомансом боролся с трудовым рабством (19 фото)

Прежде чем воспарить к небесам на долгие часы, Федор отрепетировал подъем. Он пробыл на высоте минут 15, а когда спустился по его лицу струился пот.

— Страшно?

— Нет. Недавно я венском парке Пратер поднимался на колесе обозрения, вот тогда было страшно.

— Ваша мама знает, что вам сегодня предстоит?

— Нет. Она об этом не знает.

— Совершить что-то экстремальное — это единственная возможность привлечь внимание к важной проблеме?

— В ситуации, которая сложилась в нашей стране, когда мои друзья называют приехавших из других республик людей чернож..ми, — это единственный путь. У меня есть подруга, закончившая МГИМО, коллекционирующая современное искусство. У нее родители — миллионеры. Так вот она недавно сказала мне, что чернож…ые с 9 этажа плюются арбузными семечками, и они летят на ее балкон. Переломить отношение к равным нам людям, которые ни в чем не провинились, кроме того, что за копейки выполняют работу, которую никто в России больше не хочет делать. Потому что это грязная работа, работа для отверженных. И важно привлечь внимание к этому вопросу. Это ведь никому неинтересно, вот что самое главное. Какие-то люди хотят говорить о правах детей, инвалидов и геев. Но о трудовых мигрантах не хочет говорить никто, и о той расовой ненависти, которая существует в нашей стране, а раньше проявлялась антисемитизмом. По счастью, руководству страны нравятся евреи, поэтому антисемитизма у нас больше нет. И мы видим, что государство что-то может сделать в этом направлении.

Неделю назад 6 таджикских ребят, приехавших получать деньги за свою работу, были расстреляны из автомата. В сентябре 17 киргизских девушек заживо сгорели в типографии. Об этом тоже никто не хочет говорить. Я запостил эту страшную историю на Fecebook. Обычно 20, 50, 100, 1000 человек делают перепосты моих текстов, но в этот раз их было трое. Никому нет дела до того, что 17 молодых и прекрасных девушек сгорели в центре Москвы, потому что их работодатель не позаботился об их защите.

— А почему вам до этого есть дело? Вы такой совестливый?

— Нет, но дело не в этом. Я ничего не понимаю в политике и считаю, что художник имеет шанс взяться за то, до чего никому другому нет дела. Там, где молчат государство и граждане, должно говорить искусство, если оно может.