Сокуров напророчил миру боль: культурные итоги-2015

Дoлгoстрoй гoдa — нaкoнeц зaвeршился сoткрытиeм Нoвoй сцeны Вaxтaнгoвскoгo тeaтрa. В нoвoм здaнии вoльгoтнo зaжили цexa, срeди кoтoрыx стoлярный, пoлнoгo циклa — oн, кстaти, сaмый бoльшoй срeди aнaлoгичныx цexoв стoличныx тeaтрoв. Пoнять, кaк этo oпeрный тeaтр 25 лeт жил бeз oркeстрoвoй ямы, мoжeт тoлькo скрипaч, игрaвший нa oднoй струнe. A тaкoгo симбиoзa нa сцeнe Бoльшoгo нe нaблюдaлoсь дaвнo. Вoт и пoлучились нaстoящиe учебники истории — не заказной, не конъюнктурной. Музей года — Анатолия Зверева, который открылся весной. И что самое приятное — Большой вернулся к традиции создания полномасштабных эпических авторских спектаклей с оригинальным не только хореографическим, но и музыкальным материалом. Но самое главное — яма, которой здесь НИКОГДА не было. Открытие года — сделали специалисты Третьяковской галереи, доказавшие с помощью научных исследований, что легендарный «Черный квадрат» был написан Казимиром Малевичем не спонтанно, как полагали многие искусствоведы ранее. Суды, телевизионные дебаты, снятие «Тангейзера» с репертуара, увольнение директора Мездрича, назначение директора Кехмана и, наконец, полный ребрендинг Новосибирского театра оперы и балета, который получил отныне имя НОВАТ. Балет уже выдвинут на «Золотую маску» в 10(!) номинациях. Экспозиции преподносятся здесь как «изосериал»: портретная, анималистика художника, на очереди — прекрасные дамы, любовь и цветы. И дождался: необыкновенный интерьер, потолок с гигантскими геликонами (несут функцию дизайна и акустики), машинерия, звуковая и световая аппаратура, наконец, знаменитое геликоновское крыльцо, которое и элемент интерьера, и главный символ фирменного стиля театра. Открытие года —Гузель Яхина с романом «Зулейха открывает глаза». Люди не знают, что это такое… И, что самое ужасное, вызывает недоверие публики и чиновников к актуальному искусству в целом. Ничего не потерял, а только приобрел Новосибирский оперный, который в лице нового руководителя Владимира Кехмана имеет ныне сильного профессионала, еще и безмерно влюбленного в музыкальный театр. Объект всеобщей зависти поражает размахом, качеством и содержанием. Откровение года. Музей возник в считаные месяцы, приобрел свою публику. В экспозиции собраны хрестоматийные живописные полотна художника, а также графика и театральные работы, не так хорошо знакомые публике. Теперь судьбу художника решит суд. Инвестор разорился — стройка заморозилась, случилась перепродажа бизнеса — снова стоп. Тем не менее на 72-м Венецианском кинофестивале, где не было ни одной российской картины (как и на многих других), Сокуров стал единственным напоминанием о том, что мы еще существуем на кинематографической карте мира. Опыта свободы в России не было. Водка — какая хочешь: «Путинка», «Горбачевка»… Есть бананы, колбаса — это и есть свобода». Вот и Мездрич постера с изображением Христа меж ног Венеры не сдал и был уволен. В Большой пришел жесткий руководитель, вполне способный провести здесь самые радикальные реформы. Хореографом нового балета стал экс-премьер Большого, а ныне хореограф-резидент «Балета Сан-Франциско» Юрий Посохов, а композитором — Илья Демуцкий, автор музыки Паралимпийских игр в Сочи, симфонической поэмы «Последнее слово подсудимой» (отклика на дело Pussy Riot) и не менее скандальной оперы «Новый Иерусалим» об охотниках на педофилов. А манеры?! Основатели музея, Полина Лобачевская и Наталья Опалева, годы шли к созданию отдельного дома для мастера, который при жизни скитался. Че ты несешь? Символично, что открытие сделано в год 100-летия «Черного квадрата». Премия года — Нобелевская премия по русской литературе. Так что пожар настиг не только двери ФСБ, но и все арт-сообщество. Никто не верил, что это случится: строительство началось 13 лет назад, еще при Михаиле Ульянове. 100 лет бывает раз в жизни, но мало кто до такой даты доживает. Прецедент года — суд над Еленой Баснер, который идет в Петербурге. Впервые на скамье подсудимых за мошенничество в особо крупном размере оказалась искусствовед: в 2009 году через нее коллекционер Андрей Васильев купил картину «В ресторане» якобы художника Бориса Григорьева, на поверку оказавшуюся подделкой. С 1905 года до самой смерти в 1954 году писатель тайно вел записи (сохранилось более 120 тетрадей). Возвращение года —переезд «Геликона» с Арбата на Большую Никитскую. Пианист, готовящийся к конкурсу Чайковского на игрушечном пианино. Тем более что и Минкульт взял курс на продвижение «понятного искусства». В общем, подготовил к худшему. Назначение года — Махарбека Вазиева директором балета Большого театра — самое неожиданное административное назначение в балетном мире и самый непредсказуемый ход гендиректора Большого Владимира Урина. А шарм?! Скандал года — постановка романтической оперы Вагнера «Тангейзер» очень молодым режиссером Тимофеем Кулябиным. «Какая свобода? Профессионалы признаются, что при чтении романа Яхиной испытывают ощущение, будто героиня «взяла меня за руку и повела в свое прошлое». Художник долго экспериментировал с красками и наконец добился «особенной глубины и бездны черного» (директор ГТГ Зельфира Трегулова). Если дело будет решено в пользу коллекционера, этот прецедент может стать началом серии процессов против нечистых на руку специалистов. Ну и Вагнер ничего не потерял, разумеется: благодаря скандалу имя этого композитора на некоторое время врежется в сознание не обремененной музыкальным образованием российской публики. Он буквально «лепил» картину, потому на холсте остались отпечатки его пальцев. До России черед дойдет только в марте 2016-го. Художник, не вписывающийся ни в какие течения и стили, сегодня — признанный гений. Мужики уже сидят под магазином. Ну и начали говорить о свободе. История не дает окончательных ответов, но впоследствии выяснилось, что внакладе остался лишь один человек — Борис Мездрич, который предпочел гордую, но несколько бессмысленную позицию героини стихотворения «Смерть пионерки», отвергнувшей крестик и почившей атеисткой. Тоненькая, сдержанная, немногословная у микрофона, зато мощная в тексте, она покорила жюри двух крупных премий. Сокуров лишний раз напомнил, что никакого обновления на основе исторического опыта не происходит: все остается по-старому, как было перед Первой и Второй мировыми войнами. А потом его пророчество отозвалось взрывами в Париже. Все эти годы (восемь долгих лет!) события со строительством театра развивались драматично, иногда даже с элементами детектива, а нередко и с проявлениями абсурда. Малевич не сразу осознал значение и масштаб своей картины, а к нападкам на работу, которая произвела скандал на премьере в 1915 году, относился с иронией. Что из этого получится, сказать трудно… Но факт остается фактом: 13 лет правления Вазиева балетной труппой Мариинки называют одним из лучших периодов за постсоветскую историю легендарного театра. У меня в книжке есть история, когда мы в Смоленске, в какой-то деревне. Она писала ни «за» и не «против» Горбачева, Брежнева или Путина. По сути, работы возобновились только при новом руководстве пять лет назад. Режиссер Тимофей Кулябин в целом все-таки не проиграл, получив значительную компенсацию в виде сумасшедшего пиара и немедленного приглашения на постановку оперы в Большой театр. Поучиться надо. Кто был охотник, кто добыча в этой революции? Только за первую неделю 250 произведений мастера, показанных на трех этажах корпуса на Крымском Валу, посмотрели 25 тысяч человек. Зельдин дожил и явил миру и публике, собравшейся в Театре Российской армии, то, отчего все только руками развели: «Как такое возможно? Она — если быть точным — даже не написала, а записала свои книги. Невероятно!!!» Действительно невероятно — столетний артист поет, читает стихи и играет полноценные сцены из спектаклей так, как не могут те, кто значительно моложе его.