Съёмка черно-белых фотографий на цифровую камеру: особенности и сложности : Fototips.ru — Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

При выдeржкe 30–120 минут всe движущиeся oбъeкты нa плёнкe прoстo нe прoявятся, пoскoльку oтнoситeльнo длитeльнoсти экспoзиции движутся слишкoм быстрo. Крoмe этoгo, пoслe прeoбрaзoвaния снимкa в чёрнo-бeлый нa нeбe мoгут вoзникнуть яркo вырaжeннoe пoлoсы. К сoжaлeнию, нa пeрвoм снимкe этoй пaры в лeвoм вeрxнeм углу нeбo стaлo несколько полосатым. Верхний снимок получен без применения фильтра, нижний с использованием темно-оранжевого. Поскольку и поляризационный, и нейтральный фильтры приводят к увеличению экспозиции, будьте готовы к тому, что в большинстве случаев придётся использовать штатив. И хотя некоторые светофильтры в цифровой фотографии не используются вовсе, понимание того, как они работают при съёмке на чёрно-белую плёнку, помогает представить, как будет выглядеть снимок после его преобразования в чёрно-белое изображение программными методами. Применение фильтров большой кратности (60–10000) позволит, например, снять людную городскую площадь при дневном свете так, словно на ней никого нет. Это оказывается серьезным ограничением при дальнейшем преобразовании снимка в чёрно-белый. Автор: Александр Ефремов Однако листва на левом снимке выглядит более эффектно. Несколько слов о фильтрах
Применение большей части фильтров в современной цифровой фотографии значительно отличается от их использования в классической чёрно-белой фотографии. Если до, то на финальном этапе иногда следует ещё раз небольшая тонокоррекция. Поэтому, если вы планируете получить в конечном итоге чёрно-белую фотографию, снимайте как с поляризационным фильтром, так и без него. Представьте, что вам надо снять фонтан так, чтобы вода не выглядела «застывшей» из-за короткой выдержки, но при этом важно сохранить ту же глубину резкости. Кроме размытости, он устраняет еще и голубоватый оттенок, особенно в высокогорье. Почему так, вы поймёте из этой небольшой серии статей, посвящённых цифровой чёрно-белой фотографии. Надо просто научиться видеть мир в чёрно-белом изображении. В наши дни цифровых камер такой опыт достичь гораздо труднее. Это главное правило при использовании любых фильтров. Преобразование цветных оригиналов в чёрно-белые
Перед преобразованием цветных изображений в чёрно-белые следует провести полную ретушь снимка, если это необходимо. Но цветные фильтры, предназначенные для чёрно-белой плёночной фотографии не подходят для съёмки на современные цифровые камеры. Различные нейтральные фильтры и любые насадки можно задействовать без ограничений. И снимать только в цвете, в формате RAW, в крайнем случае в JPEG. Для того, чтобы избежать «полосатости» в подобных участках, изображение следует преобразовывать в чёрно-белое в режиме 16 бит на канал. Этого достаточно, чтобы существенно снизить качество изображения и привести к различным артефактам в гладких тоновых областях, таких, например, как небо. В следующих статьях мы поговорим о преобразованиях в фотографий в чёрно-белые в RAW-конверторе и различные методами в программе Photoshop. Так как съемка велась широкоугольным объективом, примерно под 45° против света, то затемнение неба разное с разных сторон кадра. Для этого используют поляризационный фильтр. Краткое заключение

Если планируется преобразовать цветное цифровое изображение в чёрно-белое, цветные фильтры для классической чёрно-белой фотографии использовать нельзя. В результате вода будет прекрасно смазана. В правой части кадра солнце ближе, потому затемнения неба практически не произошло. Благодаря относительно длинной выдержке (4 секунды) вода получилась смазанной
Поляризационные фильтры
Для цветной фотографии часто важно получить более насыщенное небо или убрать яркие блики на воде. Они применяются как в чёрно-белой, так и в цветной фотографии, и служат только для увеличения экспозиции. На цифру с такой выдержкой снимать пока невозможно. Или просто сделайте дубли при разном угле поворота поляризационного фильтра. То есть, при съёмке через цветной фильтр он будет блокировать определённые цвета. Несмотря на то, что практически во всех RAW-конверторах можно довольно гибко преобразовать цветной снимок в чёрно-белый, есть значительная категория изображений, для которых не хватит настроек и инструментов RAW-конвертора. При таком направлении света при съёмке широкоугольным объективом небо будет иметь разную яркость. Этот фильтр имеет пурпурный цвет. Когда проводить тонокоррекцию также зависит от самого изображения. Исключение составляет ультрафиолетовый фильтр, который применяется и в цветной фотографии. В RAW-конверторе можно сразу наблюдать процесс преобразования в чёрно-белое изображение и тонокоррекцию. Как правило, в конструкции матрицы используется решётка Байера. К тому же вернуться к цветной версии фотографии будет уже практически невозможно. Пожалуй, это самый распространённый фильтр у фотографов, снимающих на чёрно-белую плёнку. Пока я ставил оранжевый фильтр, облака немного сместились влево, это видно на втором кадре. Однако всегда есть риск, что такая фотография после преобразования в чёрно-белую станет скучной и безжизненной. Однако с некоторыми оговорками. Если говорить о других фильтрах, то практически все их можно использовать. В своё время, лет эдак тридцать пять назад, я узнал про специальный обзорный фильтр «панвижн». Даже если вы снимаете в формате RAW, изображение получается с сильным оттенком цвета самого фильтра. Например, оранжевый фильтр затемняет синий и фиолетовый цвета. Оба снимка преобразованы в черно-белые командой Black & White в программе Photoshop. Но подержать его мне в руках так ни разу и не удалось. Еще одна причина, почему цветные фильтры не подходят для чёрно-белой цифровой фотографии, состоит в устройстве матрицы камеры.