Основы студийной фотосъемки. Светоформирующие насадки, часть II : Fototips.ru — Журнал о фотографии

| 4 Кoммeнтaриeв
Для фoтoгрaфa этo oткрывaeт нeмaлo вoзмoжнoстeй. В тo жe врeмя нa прaктикe любoй пaрaбoличeский зoнт имeeт явнo вырaжeнный фoкус, яркoe свeтoвoe пятнo в сeрeдинe и плaвнoe угaсaниe к крaям. Я oстaвлю диффузoр, пoлучив нeчтo врoдe oчeнь бoльшoгo oктaбoксa с рaвнoмeрным свeчeниeм. Вкупe с oгрoмным рaзмeрoм тaкoe рoвнoe рaспрeдeлeниe свeтa пoзвoляeт oчeнь рaвнoмeрнo oсвeтить сцену. Ещё одно преимущество относительно однородного по всей площади света, способного оставаться мягким даже на довольно больших расстояниях, заключается в том, что он оставляет максимально большую свободу для перемещений модели. Terabox Deep Space 193 комплектуется внутренним диффузором, но может использоваться и без него, превращаясь в огромный параболический рефлектор. Но, увы, чудес не бывает. Или как дорогой джип. При этом в расфокусированном варианте, как и ожидалось, рефлектор по своим свойствам очень похож на огромный параболический зонт — мы видим высокую равномерность и однородность. Как видите, в обоих случаях мы получили мягкий объёмный свет, плавную растушёвку теней, хорошо проработанную фактуру. Обратите внимание на явный эффект виньетирования, особенно хорошо заметный на ростовой фотографии — он не усиливался при обработке, это особенность освещения. Как и любая другая светоформирующая насадка, большая парабола — всего лишь один из множества инструментов, имеющих своё назначение и свою сферу применения. Мы будем использовать студийный генератор Hensel Nova D 2400 с головками Hensel EH Pro 1200P Mini Speed. Глядя на их заоблачный ценник, многие верят, что за такую-то цену они и вправду должны выдавать какой-то волшебный «бриллиантовый» свет, обещанный маркетологами. В максимально расфокусированном положении, когда лампа до предела выдвинута вперёд, прибор работает как обычный параболический рефлектор. Или квартира где-нибудь за пределами МКАД. С ним одним можно создать такое огромное количество световых схем, что для описания только основных потребуется отдельный большой цикл статей. Briese Focus 96 Kit — световая головка стоимостью более полумиллиона рублей. Основное преимущество параболического зонта заключается в том, что его глубокая форма (при условии грамотного расчёта геометрии и качественного исполнения, разумеется) обеспечивает очень равномерное свечение с совсем незначительный спадом по краям. В сумме же система освещения, собранная на основе Briese, будет стоить как небольшой самолёт, причем в прямом смысле. Для разнообразия снимем его в высоком ключе. Используя всего один источник света, мы получили довольно мягкий объёмный рисунок, плавные градиенты, заполнение в тенях и в то же время видимый световой акцент, напоминающий эффект виньетирования. В нашем тесте я буду использовать Hensel Terabox Deep Space 193.  
Схема 6: Стрип-бокс 30х150 сантиметров
Стрип-бокс — очень удобная во множестве ситуаций насадка. Но в рамках этого обзора я ограничусь всего одной, самой простой схемой, а потому буду вновь использовать только один источник света — это позволит нагляднее продемонстрировать характер светотеневого рисунка, формируемого мягкой насадкой. На практике это открывает для нас возможность с лёгкостью «перебить» даже полуденное солнце. То есть, даже касаясь нижним краем пола, он будет «на голову» выше меня. С помощью жёстких рефлекторов можно получить достаточно мягкий свет без глубоких теней, а с помощью огромных софтбоксов — объёмную и очень контрастную картинку. Благодаря своей форме стрип как насадка, если можно так выразиться, мягкий в длину и достаточно жёсткий в ширину. Точно также, как даже на самых дорогих фотокамерах до сих пор нет кнопки «Шедевр», даже самый дорогой свет не улучшит качество ваших снимков, если вы чётко не понимаете, зачем он вам нужен. Хотя в этой схеме его применение будет обусловлено скорее удобством, нежели необходимостью. Думаю, фотографии будут красноречивее слов:

Как вы можете видеть, терабокс отлично справился со своей задачей. Таким образом, рефлектор Briese из обычной светоформирующей насадки превращается в целую систему освещения. И если фотография — это рисунок светом (от греческих «фотос» и «графос», если кто не в курсе), то светоформирующие насадки, пожалуй, будет корректно сравнить с кистями художника. Впечатляет, не так ли?  
Схема 8: Briese Focus 96 Kit
Итак, начав этот обзор с самого бюджетного набора из двух 300-джоульных моноблоков, мы добрались, наконец, до самого дорогого источника света, с каким мне когда-либо приходилось снимать. Фотографу, способному тонко чувствовать свет, такой диапазон фокусировки, безусловно, послужит прекрасным инструментом. Briese сконструирован так, что при фокусировке не отсекает лишний свет, а собирает поток, обеспечивая максимально возможную светоотдачу. Его максимальная мощность существенно ниже, что немаловажно, поскольку качество, о котором я хочу рассказать — это способность выдавать очень высокую яркость даже на большом расстоянии. Я хочу просто продемонстрировать характер света, получаемого при помощи больших параболических зонтов. В качестве насадки для рисующего света используем Hensel 22ACW Beauty Dish — большую портретную тарелку с белой матовой отражающей поверхностью, появившуюся в ассортименте производителя относительно недавно. Конечно, в приведенной схеме мы используем стрип-бокс самым очевидным и, я бы даже сказал, примитивным образом, зато это позволит нам очень наглядно продемонстрировать характер получаемого освещения. Чего же ждать от столь дорогой насадки? Это позволяет сформировать световой акцент. Чтобы продемонстрировать ещё одну сильную сторону Briese, выберемся из студии на открытый воздух. Как и следует из его названия, диаметр внешней кромки — 193 сантиметра. Причём отличного качества: свет получается мягкий, однородный и равномерный. Точнее, они ограничены лишь вашей фантазией. Чтобы как можно нагляднее показать характер освещения, просто поставим его перед моделью. Их расположение по высоте и мощность следует подобрать таким образом, чтобы попадающая в кадр часть фона ушла в пересвет, а отражённый от неё контровой свет красиво очертил модель, выделив скулы и подчеркнув остальные объёмы. Наконец, пришло время перейти на генераторный свет. Мне, как и некоторым фотографам, с которыми я обсуждал Briese, в сфокусированном положении он напомнил линзу френеля — такое же выраженное, яркое, но достаточно мягкое пятно в центре, постепенно угасающее к периферии, при идеальной плавности градиентов и безупречно растушёванных тенях. Снова воспользуемся генератором Hensel Nova D 2400, но ограничимся лишь одной головкой. Модель также стояла на одном месте, расстояние между ней и фоном не изменялось. В сфокусированном же положении очевиден явный акцент в точке схождения светового потока. Моду на них ввёл Broncolor со своими гигантскими зонтами Para. Жёсткий рефлектор с сотами, как тонкая кисть, создаёт чёткий рисунок, а огромный софтбокс покрывает большие пространства «холста». Только в данном случае это была бы линза очень большого диаметра.  
Схема 5: Портретная тарелка и два стандартных рефлектора
Конечно же, для демонстрации насадки под названием «Beauty dish» мы и снимать будем beauty, то есть крупноплановый портрет. Briese же, благодаря своей светоотдаче, способен выдать огромную мощность, сфокусировав мягкий пучок, великолепный по равномерности и плавности растушёвки теней. Чтобы продемонстрировать это на практике, расположим стрип вертикально перед моделью.