Основатель «новой волны» Жак Риветт умер во Франции

Свoи смeлыe экспeримeнты в кинeмaтoгрaфe oн дoвoдил дo пoслeднeй тoчки, дaжe в титрax прoсил нeoбычнo, на театральный манер указывать — «постановка Жака Риветта», объясняя, что все фильмы связаны с театром, и других быть не может. Самые известные вещи Риветта, с которыми зрители и кинокритики ассоциируют его имя, — это «Безумная любовь», «Монахиня», «Очаровательная проказница» и «Париж принадлежит нам». В последние годы его мучила болезнь Альцгеймера, но он прожил яркую, длинную и интересную жизнь, создавая очень честные, пронзительные работы, больше похожие на результаты лабораторных опытов. Картины Риветта до сих пор привлекают внимание аналитиков киноязыка и кинокритиков из разных стран мира. Отец экспериментатора был фармацевтом. Будучи фанатом кинематографа, он проводил долгое время в Парижской синематеке, где познакомился с Жаном-Люком Годаром, Франсуа Трюффо, Клодом Шабролем, Эриком Ромером и другими режиссерами, которые наряду с ним впоследствии стали представителями направления «новая волна» во французском кино. Ему не удалось поступить в Институт высших кинематографических исследований из-за неудачной сдачи устного экзамена, но это не остановило юношу. Он работал ассистентом у Жака Беккера и Жана Ренуара. На Риветта очень повлияли экспериментальные теории Руша. Режиссер увлекался сюрреализмом, фантастикой, в своих фильмах стараясь найти их элементы в обычной жизни, предпочитал работать с ограниченным кругом актеров. Например, его картина «Не прикасайся ко мне» длится 13 часов и является одной из самых длинных картин в мировой истории кино. Последняя стала его первым полнометражным фильмом, снятым после серии короткометражек в 1960 году. В 1950 году он основал вместе с Ромером «Киногазету», а спустя 13 лет стал главным редактором известного журнала «Les Cahiers du cinema», где до этого долгое время выступал в роли критика.