На «Золотой маске» показали оперу-балет про обезьяну-человека

Тaк чтo Мирoшничeнкo пришлoсь сoздaвaть этoт бaлeт прaктичeски зaнoвo. Нo нe тo чтo тaнцы — дaжe сюжeт нe сoxрaнился. Oпeрa, кaк и «Сoбaчьe сeрдцe» Булгaкoвa, высмeивaющaя мoдныe тогда идеи «гибридизации» и «создания нового человека» была заказана Большим театром к 15-летию Октябрьской революции, но так и осталась не осуществленной в быстро меняющихся политических реалиях того времени. Костюмы в создании которых использованы принты на базе живописивеликого авангардиста Павла Филонова (в «Оранго») или фрагменты тканей 30-х годов с изображением достижений советской республики – тракторов, танков, самолетов (в «Условно убитом») удачно применены в спектакле художником-постановщиком Андреем Войтенко и художником по костюмам Татьяной Ногиновой. Взяв в качестве 2-ой части основательно забытое написанное примерно в то же самое время эстрадно-цирковое ревю «Условно убитый», в котором в начале 30-х блистали Клавдия Шульженко и Леонид Утесов, Курентзис вместе с Мирошниченко поставили поразительный оперно-балетный спектакль. Впоследствии в результате кризиса зооморф разорился и был продан собственной супругой белоэмигранткой Зоей Монроз (из другого творения Толстого «Гиперболоида инженера Гарина») в цирк, где его показывают в клетке на потеху советским гражданам. Такая захватывающая игра в раннесоветский авангард, кажется должна были привлечь внимание театральных экспертов прежде всего. Он стал на растленном Западе журналистом, а затем газетным магнатом, ярым анти-коммунистом, законодателем вкусов и мод. Несмотря на то, что этот балет кажется удачнее опытов осуществленных в этом же жанре (и тоже на музыку Шостаковича) для Большого театра непосредственным предшественником Мирошниченко Алексеем Ратманским (балет «Болт»), в «Условно убитом» все же что-то не совсем срослось. Действие происходит на фоне учений ОСОАВИАХИМА по противогазовой обороне… Так что мирную жизнь прогуливающихся по парку трудящихся тут прерывают сигналом воздушной тревоги: граждан объявляют «условно убитыми» и «ранеными», и надев на несчастных противогазы с помощью санитаров укладывают их на носилки и уносят в газоубежище. Балет «Условно убитый», несмотря на лихо разработанное и закрученное Мирошниченко в манере того времени либретто, скучнее. Легкая и непродолжительная (всего-то 35 минут) она снабжена блистательно стилизованными Алексеем Мирошниченко танцами в духе парадов-физкультурников 30-х годов, в которых при этом участвуют не только артисты балетной труппы, но уморительно приплясывает, по-обезьяньи прыгает, опираясь на передние «лапы» и ходит колесом сам исполнитель партии Оранго баритон Павел Рейман. Эти работы никак не были отмечены в соответствующих золотомасочных номинациях. В либретто сочиненном знаменитым «красным графом» Алексеем Толстым и Александром Старчаковым, говорится о получеловеке-полуобезьяне Оранго, который появился на свет благодаря научному эксперименту ученого-эмбриолога по оплодотворению мужскими клетками человекообразной обезьяны Руфь. Фото: пресс-служба фестиваля

Речь идет о ранее неизвестной и неоконченной опере Дмитрия Шостаковича «Оранго». Его на «Золотую маску» выдвинули сразу в 5 номинациях («лучший балет», «лучшая работа дирижера» (Теодор Курентзис), лучшая работа балетмейстера-хореографа (Сергей Мирошниченко), лучшая мужская и женская роли (Сергей Мершин и Наталья де Фробервиль-Домрачева). Как это не кажется парадоксальным, но первым из выдвинутых на «Золотую маску» по балетным номинациям спектаклей в Москве показали… оперу. То ли сюжет, упакованный в 6 картин, развивается не слишком динамично. Впрочем, саму идею этой постановки предложил конечно же Теодор Курентзис, который стал и её музыкальным руководителем и дирижером. Первая его часть это собственно опера-буфф «Оранго», вторую часть — «Условно убитый» приспособили под балет…

Итак, «Оранго» — что это собственно такое? Но увы… Произведено от орангутанга.