Когда игрушек слишком много

«Чeм бoльшe яркиx, мoдныx, сoврeмeнныx игрушeк — тeм лучшe», — думaют многие родители. «Разве можно отказать ребёнку в том, что он хочет?», — скажут те, кто с грустью вспоминает своё стеснённое детство в 80-е или 90-е.

Но когда дело касается чувствительной детской психики, оказывается, что много — далеко не всегда значит хорошо. Психологи рассказали, какие последствия несёт привычка засыпать ребёнка подарками.

«Мама, купи!» может значить «докажи, что любишь»

Эта фраза способна довести до отчаяния любую маму, особенно если её повторить с требовательной (или, наоборот, жалобной) интонацией раз пятьдесят. В конце концов, мама сдастся — ведь действительно проще купить.

Но задумайтесь, о чём на самом деле просит ребёнок? Ситуация может быть гораздо сложнее, чем кажется.

Психолог и арт-терапевт Мария Афанасьева поясняет:

За привычкой выпрашивать могут скрываться важные процессы, которые разворачиваются во внутреннем мире ребёнка.

  • Во-первых, недостаток уверенности в собственных силах, которую он хочет «приобрести» за счёт покупки. Это может быть из-за того, что взрослые не дают сыну или дочке самостоятельно принимать решения и делают всё за них.
  • Во-вторых, потребность в любви и внимании, которую он не может выразить другим способом. Когда родители отрицают эмоции детей, запрещают им жаловаться или даже высмеивают, они приходят к выводу, что искренность опасна, и перестают выражать свои чувства открыто.
  • В-третьих, отсутствие чувства собственной ценности. Так бывает, если ребёнка уже приучили к тому, что он значим только тогда, когда получает вознаграждение за хорошее поведение.

Игрушки без фантазии, обида и скука

Вместо того, чтобы поддержать ребёнка и помочь ему разобраться в этих сложных эмоциях, взрослые его просто отвлекают от них — с помощью новенькой покупки.

Ольга Зарецкая, социальный психолог:

Большинство современных игрушек направлены на кратковременное развлечение. Но очень важно помнить, что игра и игрушки для детей — это не развлечение, это способ познания мира.

Ирина Пермякова, психолог, психодрама-терапевт:

Какие игрушки окружают современных детей? Пластмассовые лошади самостоятельно ходят, машинки паркуются и заезжают в гараж, игрушечные звери двигаются почти как настоящие. Такие вещи сами диктуют, как и во что с ними играть, ограничивая участие ребёнка. Игра обедняется. Естественно, ребёнку такая игрушка быстро надоедает, и он просит новую, которая тоже скоро надоест. Получается замкнутый круг.

Дети, которые быстро получают всё, о чём просят, не становятся счастливее. Более того, в будущем они могут испытывать серьёзные проблемы в учёбе и общении.

Ольга Зарецкая:

К сожалению, часто родители покупают лишние игрушки, чтобы загладить чувство вины. Например, за то, что работают допоздна, пропадают в командировках и надолго оставляют малыша у бабушки или няни.

Дети, от которых откупаются, будут чувствовать себя брошенными, нелюбимыми, накопят много обиды на родителей. Ведь дорогие подарки не заменят человеческого, родительского тепла.

Наверное, многие слышали жалобы: «Мой сын ничего не хочет, не знаю даже чем его порадовать». Такая установка тоже может быть результатом излишнего «задаривания».

Уже в пять лет ребёнок начинает познавать мир с помощью сюжетно-ролевых игр. С развлекательными игрушками ему становится скучно, они больше не способствуют его развитию.

Любопытство, интерес — это ведущая сила развития личности. К сожалению, в детстве это естественное стремление можно погубить, в том числе бесконечными покупками.

Ну а если нет интереса, то какие потом могут быть желания? Я бы не стала говорить, что такие дети совсем ничего не хотят. Наверное, всё-таки хотят, но при этом не умеют это понять, почувствовать, осознать.

Ирина Пермякова:

В игре детей старшего дошкольного возраста есть сюжет и есть роли, причём не только у них самих, но и у любых окружающих предметов. Палочка может стать лампой, кубик — столом, ящик — квартирой. В игре дети осваивают новые социальные роли, новый опыт, проигрывают свои переживания.

Сюжетно-ролевая игра развивает воображение. А без хорошо развитого воображения будет крайне трудно освоить математику с её абстрактными понятиями, написать хорошее сочинение, не говоря уже о том, чтобы разобраться в произведениях искусства или понять точку зрения другого человека.

Всё интересное просто

Какая же игра будет действительно полезной?

Ольга Зарецкая:

Намного продуктивнее игра, которую придумал сам ребёнок, проявив массу способностей в процессе. Для любознательных детей игрушкой может быть что угодно. А ещё лучше совместная игра с родителями. Для этого прекрасно подходят различные настольные игры, подвижные игры-квесты. Это прекрасный способ налаживать контакт, формировать и поддерживать отношения в семье. Даже не обязательно придумывать игры — можно заниматься вместе любыми делами. Банальное приготовление чего-нибудь вкусного с мамой доставляет дошколятам невероятное удовольствие.

Ирина Пермякова:

Игрушка будет развивать ребёнка, если даст возможности для проявления его активности, инициативы, изобретательности, эмоций.

«Простая» игрушка больше способствует развитию, чем сложная и технологичная. Кукла может стать кем угодно: принцессой, инопланетянкой, главой корпорации. Игрушке без готового образа можно дать роль любого супергероя, но вряд ли мальчик захочет, чтобы Человек-паук «играл» кого-то, кроме себя.

Обычные машинки могут ездить где угодно и с какой угодно скоростью, превращаясь в фантазии ребёнка в совершенно уникальное транспортное средство. Спичечный коробок может стать ноутбуком для куклы, но игрушечный ноутбук вряд ли станет чем-то ещё. Сюжет игры подскажет ребёнку, каких игрушек ему не хватает и из каких подручных средств их можно сконструировать, а потом трансформировать во что-то иное, что подскажет новый сюжет.

Мы в Гринпис тоже считаем, что самое ценное для детей — это время, проведённое с родителями за совместным творчеством. А потому приглашаем вас на Антиярмарку в Москве и другие мероприятия ДелайНедели — недели экологичного творчества.  Мы будем учиться превращать старые и ненужные вещи во что-то новое и прекрасное. У вас появится масса идей, как развить фантазию детей и создать новогоднее настроение! 

Пресс-секретарь Гринпис России. По образованию биолог, родом из Карелии. Решила, что буду работать в Гринпис, в 13 лет, прочитав об акции против ядерных испытаний на Новой Земле. Экологическую деятельность начала в 2006 году с кампании в защиту древних лесов Карелии. Работала также журналистом и переводчиком.

Все записи от автора Мария Фаворская
E-mail: