Как снимать рассветы и закаты : Fototips.ru — Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

В этoм вся прeлeсть тaкиx фильтрoв: oднo нaжaтиe нa кнoпку зaтвoрa, минимум oбрaбoтки, и в рeзультaтe пoлучaeтся oчeнь eстeствeннaя фoтoгрaфия. Нo нe спeшитe свoрaчивaть свoю тexнику. Вo-пeрвыx, мoжнo исслeдoвaть мeстнoсть и пoпрoбoвaть нaйти интeрeсныe мeстa для съёмки. ISO200 100мм f/16 2мин
Кoмпoзиция
O кoмпoзиции мoжнo гoвoрить мнoгo, этo oбширнaя тeмa, дoстoйнaя oтдeльнoй стaтьи. Рaссмoтрим oснoвныe фaзы рeжимнoгo врeмeни. Здeсь oдин кaдр, бeз брeкeтингa. Из-зa бoльшoгo ДД знaчитeльнaя чaсть снимкa пoлучилaсь нeдoэкспoнирoвaннoй. Дeлaeтe слeдующий тeстoвый кaдр и снoвa смoтритe нa гистoгрaмму. Сoлнцe в кaдрe
Фoтoгрaфия рaннeгo утрa или пoзднeгo вeчeрa мoжeт стaть знaчитeльнo интeрeснee и динaмичнee, eсли включить сoлнцe в кoмпoзицию. Съёмкa с брeкeтингoм мoжeт быть пoлeзнa, дaжe eсли вы нe умeeтe дeлaть тонмаппинг. Имеет смысл составить для себя список сюжетов, которые вы хотели бы снять, и с каждым из них проделать описанную процедуру — определить в какое время и при каких погодных условиях их можно снять. Если солнце в кадре, то бленда вам ничем не поможет, её можно снять. Даже без фильтров могут быть блики, вызванные внутренними переотражениями в объективе. Понятно, что прийти на точку съёмки нужно немного пораньше, скажем в 4:45. Формат RAW хранит значительно больше информации (по сравнению с JPG, например) и позволяет в некоторой степени «вытянуть» небольшие пересветы и недосветы при обработке. ISO100 20мм f/22 0.4с
Тут есть одна сложность — солнце может значительно снижать контраст всего кадра в целом, а поэтому простое наложение кадров не получится, т.к. они будут сильно различаться по контрасту. Для начала нужно изучить выбранный объект: найти его фотографии в Интернете и/или приехать в центр Москвы в любое удобное время и обойти его со всех сторон, выбрав интересные ракурсы. Потому что иногда в сумерках начинается настоящее волшебство — вода в озере успокаивается, небо начинает тлеть фиолетовым светом, и кажется, что всё вокруг наполняется необыкновенным спокойствием и гармонией. Как следствие, при съёмке с рук многие кадры могут получаться нерезкими из-за «шевелёнки». Как мы уже знаем, снимок получится наиболее эффектным, если снимать его, когда облака уже подсвечены пробуждающимся солнцем, а подсветка Кремля ещё не выключилась (момент равновесия), это примерно 40 минут до восхода солнца. Порой солнце робко подсвечивает лишь несколько отдельных облачков или полоску над горизонтом. Если вы пришли снимать, а света нет, то не стоит расстраиваться. Это приводит к искажению цветопередачи. В случае более-менее сложной границы между тёмными и светлыми областями сцены, градиентник затемнит не только светлую область, но и тёмную. Съёмка заката и рассвета не является особенной, здесь работают обычные правила построения композиции. Затем делаете тестовый кадр и смотрите на его гистограмму. Зайдя за горизонт, наше светило перестаёт освещать земные объекты, зато может очень эффектно подсветить облака. Пасмурная погода, моросящий дождик — отличные условия для съёмки растительности в лесу. Градиентные фильтры Singh-ray (4×6”)
Такие фильтры позволяют притемнить часть изображения. Во-вторых, можно поискать сюжеты, не требующие хорошего света. Закат, 20 минут до момента равновесия, городская подсветка только начинает включаться. Главный объект должен быть земным, а закат должен лишь дополнять кадр, подчёркивая красоту этого объекта. Передний план делает фотографию значительно более выразительной. Если небо ясное, можно попробовать снять сюжет с солнцем в кадре. После составления списка остаётся ждать подходящей погоды. Это время хорошо подходит для съёмки сюжетов, в которых главный объект (например, горная вершина или здание) освещён со стороны. Вот несколько простых советов, которые помогут сделать ваш кадр лучше. Совет тут простой — включите в композицию передний план, например, камни на берегу, пирс, лодку — что угодно, что кажется вам лично интересным. Все кадры сняты на f/22, когда солнце только выглянуло из-за горы. В случае Кремля один из самых эффектных (и популярных) ракурсов получается при съёмке с Патриаршего моста. Все мы много раз в жизни видели рассветы и закаты. Чтобы получить длинные лучики, нужно зажать диафрагму до f/22. ISO100 24мм f/16 1.3с
Автор: Александр Ермолицкий. Свет ещё достаточно яркий, так что можно снимать с рук, если вы забыли прихватить с собой штатив. Фазы режимного времени
Сам по себе закат длится обычно всего несколько минут, и является частью так называемого «режимного времени», когда солнечный свет наиболее мягкий и благоприятный для съёмки сюжетов с естественным освещением. Если штатива нет, можно попробовать положить камеру на какую-нибудь твёрдую поверхность; например, так снята следующая панорама (здесь камера лежала на гранитной плите):

Панорама заката в Парке Победы (Москва), отражение в гранитной плите. В плотную облачность можно поискать сюжеты без неба. Этот метод называется «тонмаппинг», о нём я подробно расскажу в одной из будущих статей. Если вы немного ошиблись при определении выдержки, вы всегда можете быть уверены, что хотя бы один из кадров брекетинга получился с верной выдержкой. В этом нет ничего сложного. В этой статье я попытался систематизировать знания, необходимые для успешной съёмки рассветов и закатов. Хорошие фильтры отличаются от дешёвых нейтральностью и качеством изготовления. P.S. Тем не менее, градиентные фильтры не являются панацеей. выше) нет ни пересветов, ни недосветов. Даже в ручном режиме в зеркальных камерах работает автоматический экспозамер — загляните в видоискатель и вы увидите полоску с цифрами -3,2,1,0,1,2,3+, а над ней риску, – это и есть экспонометр (в вашей камере он может выглядеть по-другому):

Если риска над «0», то выставленная вами выдержка совпадает с той, что выбрала автоматика камеры. Этот список может выглядеть следующим образом:
Кремль, вид с Патриаршего моста — час до рассвета, нужны облака (весна, лето)
Кремль, вид с Б.Москворецкого моста — полчаса после захода солнца, нужны облака (середина весны, конец лета, начало осени)
МГУ, отражение в фонтане — полчаса после рассвета, после дождя (начало весны, начало осени)
и т.п. Если гистограмма сильно смещена влево, то увеличиваете выдержку, если вправо — то уменьшаете. По мере того, как солнце приближается к горизонту, его лучи проходят всё большую толщу атмосферы, и свет постепенно становится теплее. Цвета настоящие. Если вы снимаете на природе, то вам придётся честно ходить на выбранные точки каждый день в надежде поймать свет. Осталось только дождаться хорошей погоды и найти в себе силы встать в 4 часа утра. Допустим, сейчас 1 мая. ISO200 300мм f/8 1/4000с
Подготовка к съёмке
Рассмотрим, как можно подготовиться к съёмке в режимное время. 30-секундная выдержка позволила сгладить небольшую рябь на воде, сделав работу более спокойной. ISO200 20мм f/8 30с, панорама из 2 горизонтальных кадров
Особенности съёмки в режимное время
Одной из основных проблем при съёмке в режимное время является нехватка света. Тем не менее, стоит рассмотреть распространённые ошибки. Как бы это не было красиво, сюжет крайне избитый. Программа показывает направление на восход/заход солнца и луны:

Как видно, направление на восход солнца примерно совпадает с направлением на Кремль (он находится под надписью «Moscow»), а это значит, что выбранный нами сюжет можно снимать на рассвете. В данном случае солнце восходит в 5:46. Он будет полезен в 90% сюжетов, и при этом не будет виден на снимках (в том смысле, что снимок будет смотреться совершенно естественно). Фильтры на 3-4 стопа нужны значительно реже, и с ними можно легко переборщить, слишком сильно затемнив верхнюю часть кадра. А если за пару часов до заката обещают грозу, то идти нужно обязательно, поскольку световое шоу может быть просто грандиозным, главное не забыть взять зонтик. Закат же будет гореть в другой стороне, поэтому приходить на этот мост на закате мы не будем. Например, фильтры Singh-ray практически полностью нейтральные; Hitech имеют небольшой фиолетовый оттенок, заметный при съёмке днём в пасмурную погоду; доступные в России фильтры Cokin имеют паразитный оттенок, заметный почти во всех сюжетах, кроме закатов и рассветов. Света совсем мало и выдержка может достигать десятков секунд (особенно при использовании фильтров), что делает невозможной съёмку с рук. Это хорошо видно на приведённых в этом разделе снимках, где вместе с небом градиентник затемнил и горы. В программе на панели справа показывается время восхода и захода наших светил. Природный парк Ергаки, Красноярский край. Каким бы шикарным не был закат, не стоит делать небо главным объектом кадра. Чем сильнее зажата диафрагма, тем длиннее лучики. Момент, когда свет существенно меняет свою температуру по сравнению с полуднем, можно считать началом режимного времени. Обычно это время ничем не примечательно. Ситуация осложняется при использовании светофильтров (например, поляризационного или градиентного фильтров), которые могут увеличить необходимую выдержку в несколько раз. Например, если верхняя часть изображения значительно светлее нижней части:

При съёмке без фильтра значительная часть неба получилась пересвеченной
то с помощью градиентного фильтра можно притемнить верхнюю часть, так что на снимке не будет пересветов:

Для съёмки этого кадра использовался нейтрально серый градиентный фильтр на 3 стопа с мягкой границей. ISO100 12мм f/11 1/2.5с, панорама из 2 горизонтальных кадров
Далее свет становится всё теплее — сначала оранжевым, потом красным, а потом чёрным (когда солнце заходит за горизонт). В качестве примера, приведу исходные кадры показанного выше заката, снятые с выдержкой 1/80, 1/40, 1/20, 1/10 и 1/5 с:

Здесь в верхних кадрах есть недосветы, а в нижних — пересветы. Для простоты я буду говорить только про закаты, для рассветов всё аналогично, только фазы режимного времени идут в обратном порядке. Вначале выставляете выдержку таким образом, чтобы риска была над «0». К сожалению, их практически невозможно приобрести в России. А вот в городе ваша задача может быть значительно облегчена, поскольку человечество научилось более-менее точно предсказывать погоду, во всяком случае, на день вперёд. Например, в лесу можно фотографировать деревья, ручьи и речушки. Единственное эффективное решение проблемы — использовать штатив. Один кадр, без обработки. Любые дефекты или грязь на оптике приводят к появлению большого количества паразитных бликов. И так до тех пор, пока вы не получите кадр с хорошей гистограммой, без пересветов и недосветов. Допустим, что сейчас месяц май, и вы захотели сделать снимок московского Кремля в режимное время. При съёмке в режимное время может быть пересвет (клиппинг) в отдельных каналах при отсутствии пересветов по яркости. Здание РАН (Москва), съёмка в контровом свете незадолго до захода солнца за горизонт. Большой город полон источников света — подсветка зданий, фонарные столбы, свет автомобильных фар, – и этот свет можно использовать, чтобы делать наиболее эффектные кадры. ДД зависит от направление съёмки: максимальный в контровом свете (камера направлена на заходящее солнце) и минимальный в противоположном направлении. Света уже мало, с рук снимать ещё можно, но получить при этом резкий кадр достаточно сложно. Это время для съёмки в контровом свете, когда камера направлена примерно туда, где зашло солнце. После того, как мы выбрали точку съёмки, открываем программу The Photographer’s Ephemeris и смотрим, годится ли эта точка для съёмки в режимное время. Московский Кремль на рассвете, вид с Патриаршего моста. По мере захода солнца его свет постепенно ослабевает, освещение в городе при этом постепенно включается. ISO100 20мм f/11 1/15с
Наиболее качественные (и дорогие) прямоугольные градиентные фильтры делает Singh-ray, очень хорошие – Lee, неплохие – Hitech. Пусть сюжет будет не такой интересный, но зато вы не вернётесь со съёмки разочарованным. Основная проблема при съёмке закатов и рассветов — большой динамический диапазон (ДД) снимаемой сцены. Распространённый среди любителей сюжет: снизу море, сверху закат. Разумеется, форма силуэта должна быть интересной сама по себе. Градиентный фильтр в ряде случаев позволяет снять сцену одним кадром, без брекетинга. Здесь наложено два кадра с одинаковой экспозицией (см. Как правило, это примерно час до захода солнца. Скорее всего, придётся приезжать на выбранное место несколько раз, прежде чем удастся поймать красивый рассвет, но оно того стоит.
| 20 Комментариев