Жених, одержимый демоном, погубил режиссера

9-й Фестиваль польских фильмов «Висла» завершился в Москве показом последней картины недавно ушедшего классика мирового кино Анджея Жулавского «Космос». Дальше фестиваль отправится в Калининград, Екатеринбург, Краснодар и другие города России. Польским кинематографистам есть, что показать.

Кадр из фильма «Демон»

Всего в программе участвовало порядка 30 картин. При этом зрители спрашивали, когда и где можно увидеть «Иду» Павла Павликовского, получившую год назад премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке. «Ида» обошла в этой гонке «Левиафана» Андрея Звягинцева. В нашем прокате она была, но прошла незаметно. Других польских фильмов в прокате не было давно. Единственная возможность их увидеть – на фестивале «Висла».

«Космос» Анджея Жулавского снят в 2015 году и теперь воспринимается как прощание выдающегося режиссера. Он молчал последние 15 лет, а его предыдущая картина «Верность» сделана в 2000 году с Софи Марсо в главной роли — его музой и спутницей жизни. Жулавский родился во Львове, жил в основном во Франции, но всегда называл себя поляком «Космос» отмечен прошлым летом на кинофестивале в Локарно за лучшую режиссерскую работу. В его основе – одноименное произведение польского классика Витольда Гомбровича. Действие происходит в маленьком живописном городке накануне Второй мировой войны. Удивительно, как Жулавскому удалось перенести абсурдистский и абсолютно театральный мир Гомбровича на экран. В картине снималась французская актриса Сабин Азема — вдова ушедшего два года назад французского режиссера Алена Рене.

В конкурсе»Вислы» были представлены фильмы последних двух лет и самых разных жанров. Жюри критиков своей традиционной наградой «Слон» отметило «Мои дочери коровы» Кинги Дембской, открывавшей фестиваль. Режиссер лично представляла картину, которая вполне могла бы получить и приз зрительских симпатий, поскольку это кино для людей. Кинга Дембовска показала еще и свой документальный фильм «Актриса». Героини ее игрового фильма — две взрослые дочери, они же – коровы, поскольку сами друг друга так обзывают, и отец все время говорит им, что они коровы. Одна – актриса, вторая – учительница. Живут не очень дружно, но делают все возможное, чтобы их пожилые родители не умирали. Сначала мать попадает в больницу. У нее — рак, а потом и инсульт и как результат – кома. Затем на операцию ложится отец, у которого обнаружили опухоль головного мозге. Каждое мгновение жизни приобретает для героев особую ценность. Картина прекрасно сыграна и тонко сделана. У нас таких фильмов точно нет.

Кадр из фильма «Мои дочери коровы»

«Соединенные Штаты Любви» молодого режиссера Томаша Василевского, в феврале отмеченного «Серебряным медведем» за сценарий на Берлинале, жюри московских критиков наградило дипломом Гильдии киноведов и кинокритиков за точное воссоздание атмосферы времени. Томаш написал сценарий о социалистическом прошлом Польши и неврозах своих соотечественниц. Одна из его героинь преподает русскую литературу. В школе она разбирает с учениками стихотворение Пушкина «Я вас любил», но сама давно забыла, что это такое. Директор школы закручивает роман со своим бывшим учеником с говорящей фамилией Чайковский. Эта картина отчаянная и смелая, не для слабонервных. Представить нечто подобное в российском кино сегодня просто невозможно.

Приз зрителей получила неконкурсная лента «Планета синглов» Мити Окорна. Он лично вместе с актрисой Вероникой Ксенжкевич представляли свой фильм. В Москву привезли целый десант польских кинематографистов, что собственно происходит на «Висле» ежегодно.

Две ретроспективы посвящены ныне покойным классикам не только польского, но мирового кино. В этом году исполняется 20 лет со дня смерти режиссера Кшиштофа Кесьлёвского. В Москве показали его фильм «Кинолюбитель» и знаменитую трилогию «Три цвета» — «Синий», «Белый», «Красный». Год, как нет Анджея Жулавского, и вспомнили его работы – «Третья часть ночи», «Дьявол», «На серебряной планете». Показали также документальный фильм Якуба Скоченя «Жулавский о Жулавском».

Последним для 42-летнего режиссера Марцина Вроны стал его «Демон», участвовавший в конкурсе «Вислы». Картина снята в 2015 году, была показана на престижном кинофестивале в Торонто, после чего в сентябре ее автор трагически ушел из жизни во время кинофестиваля в Гдыне. Его бездыханное тело обнаружили в гостиничном номере. Это странная и отчасти безумная картина, где жених одержим «еврейским демоном», как скажут про него гости на свадьбе. Теперь в ней многие находят истоки того, что произошло в жизни. Режиссер – хрупкая субстанция, и любая его картина, если она сделана с душевными затратами, не абы как, всегда становится отражением его собственного мира.