Food-фотография: 13 шагов от брифа до сдачи файлов : Fototips.ru — Уроки и статьи о фотографии и обработке фото

| 6 Кoммeнтaриeв
Рaкурс выбирaeтся пo эскизу (пo тaрeлкe рaкурс зaдaётся oвaлoм), чтo удoбнo с рaзлинoвaнным мoнитoрoм. Этoт спoсoб oсoбeннo xвaлят дизaйнeры: им тaк лeгчe сдaвaть рaбoту. Круглыe oдинoчныe прeдмeты мoжнo снимaть свeрxу или с гoризoнтoм, eсли вaм нужнa рeaльнaя тeнь. Мoжнo нaдeть глубoкий кoлпaк или сoтoвый кoлпaк, свeт мoжнo рaссeивaть чeрeз кaльку — рeгулируя тeм сaмым мягкoсть бликoв и свeтa. В мoeй прoфeссиoнaльнoй дeятeльнoсти клиeнты чaщe всeгo прoсят сдeлaть кaдр с пoлнoй рeзкoстью, a «кoнтрoлируeмую нeрeзкoсть» им лeгчe сдeлaть при пoст-oбрaбoткe. Зoны oтвeтствeннoсти
Итaк, врeмя съёмки нaзнaчeнo и сoглaсoвaнo. Зaтeм слeдуeт чeрёд РРМ (preproduction meeing) — этo oбщaя встрeчa с aрт-дирeктoрoм, дизaйнeрoм, возможно, другими нужными специалистами, и, главное, клиентом-заказчиком. Для съёмки с малой глубиной резкости есть несколько способов: если нужно «сбить» диафрагму — используем минимальные значения ISO, минимум света (достигается съёмкой с постоянными источниками света) или надеваем на объектив серые нейтральные фильтры. Заполняющий свет тоже не должен противоречить главной линии света. Брендинговые агентства качественно готовят свои эскизы (но и берут за это тоже качественно), поэтому эскизы у них выверены, и ошибок в них мало, чего не скажешь о молодых (недорогих) дизайнерах и отделах рекламы и маркетинга на предприятиях. Для этих целей использует так называемые «гобо» — вырезанные в картоне прорези, бросающие на натюрморт лёгкие тени, — будто это перекладины окна, тени от веток, ограды и т.п. Рассуждения, что то или иное можно сделать на этапе пост-обработки, вызывают у клиента законный вопрос — а за что я плачу вам деньги? Переговоры с арт-директором (эскизы или превью часто взяты из Интернета, их требуется подстроить под реальный дизайн) — чаще всего этим и ограничивается период составления сметы. Стилист удобно сидит, имеет всё под рукой и видит малейшие изменения в кадре; за действиями стилиста смотрят все, кому это интересно и необходимо, и дают свои пожелания. Выбирать размер отражателя и дальность его расположения от предмета, наклон, количества света. Это удобнее и для дальнейшей творческой доводки изображения. Цветными отражателями можно подправлять цвет фрукта — так, у манго бочки́ можно сделать желтее или краснее, да и персикам с абрикосами это не повредит. Разумеется, данная статья написана на основе личного опыта — опыта профессионального рекламного фотографа с отличной репутацией и первоклассной студией. Постановка света зависит от ракурса, цвета фрукта или овоща, его глянцевости (слива тёмная, тёмный виноград, помидор и прочие). Если планируется длинная съёмка — пусть она будет с выходными, разбивающими процесс для отдыха студии и дальнейшей подготовки. Это стало модной фишкой. Закупаются в разных местах (особенно, если по брифу нужны срезы, отделяющаяся от сливы косточка и прочие нюансы) из-за невозможности осмотреть запечатанную упаковку в больших супермаркетах. За без малого 30 лет тяжёлой и интересной работы «Рекламная фотостудия Сергея Мартьяхина» превратилась в бренд высочайшего качества. Некоторые любят яркий срез с большим количеством маленьких бликов, но, на мой взгляд, это может при печати выглядеть браком. Выделяем его светом и в конце заливаем заполняющем светом и подчёркиваем фактуру или срезы отдельных элементов точечными источниками или зеркалами (зайчики от маленьких зеркал не дают дополнительных бликов, а только точечно подсвечивают). Она проводится после согласования всех деталей с арт-директором, что может быть не так и просто: эскизы часто взяты из Интернета, часть предметов или композиции из стоков, иной раз это вообще рисунок. В этом случае для заполняющего света можно использовать большой лист белого пенокартона. Небольшой телевик для того, чтобы не стоять вплотную к предмету (тем самым и сам имеешь возможность ставить свет с любой стороны, и стилисту работать удобно) для правильной геометрии, бутылок и репродукций. Выбор объектива осуществляется из художественного замысла (например, широкоугольник), или исходя из технических требований по геометрии (отсутствие развала в кадре и т.п. Появилась цифра — и все стали фотографами; и сначала это были дизайнеры, которые сами задумывали съёмку и сами же хотели её сделать. 11. Но так как у них не было ни освещения, ни штатива, они снимали с полностью открытой диафрагмой. Но бывают простые мелочи, на которые или ты потратишь часы, доводя их, или это займёт несколько минут на компьютере. 4. Контровой свет сзади справа или слева помогает рисующему свету, но не противоречит ему, а подчёркивает и подсвечивает необходимые для настроения кадра элементы. Если это ровный срез апельсина, помидора и т.п. — ставим источник жёсткого света или «стрип», подчёркивая рельефность среза, а потом подсвечиваем общим небликующим светом, выявляя цвета среза. «Солнечный свет» — «художественный свет»
Солнечный свет характеризуется визуально как изобилие заливающего света, возможно даже на грани вылета, с небольшими жёсткими тенями. Рекламная фотостудия Сергея Мартьяхина проводит мастер-классы:
— «Food-фото» — преподаватель Сергей Мартьяхин
— «Методики и техники фудстайлинга» — преподаватель Наталия Агладзе. Важно, если натюрморт будет использоваться на вылет, ставить перед основным источником бросающие тень на стол предметы, которых не видно в кадре: это придаёт живость и натурализм кадру. Повторюсь, выходя на съёмку натюрморта, вы должны понимать и согласовать видение вами этого натюрморта. Важно, на каком фоне вы снимаете тот или иной фрукт. Выходя на площадку, вы должны видеть свой кадр в свете и настроении, согласно эскизу и дизайну. 12. Если он с глянцевой поверхностью — помидор и т.п., — его лучше расположить на фоне такого же цвета, только ярче, да и отражатели можно использовать тоже красного цвета. Съёмка срезов овощей и фруктов
Съёмка фруктов со срезами предполагает использование тех же самых законов построения света, вот только для среза требуется аккуратный блик, чтобы показать сочность продукта. Продакшен не любит некомфортные студии, места, до которых тяжело добраться, а некоторые даже выезжают в студии, чтобы заранее посмотреть своими глазами, куда приедет их уважаемый клиент. Имеют значение овалы тарелок (ракурс), направление и расположение вилок, ложек, полочек, срезов — это обрисовывается линиями или картинка неполной плотности переносится на монитор, который стоит у съёмочного стола. Дубли я также делаю в том случае, если, допустим, в центре сюжета стоит бутылка с фольгированной этикеткой. Просчитывается цена необходимых продуктов и реквизита, услуг помощника фудстилиста, согласуется сложность съёмки и количество съемочных дней. Рабочий свет, выбор ракурса
Устанавливаем рабочий свет — обычно это софт на журавле под потолком с необходимой яркостью для работы стилиста и режимом видео для экономии электричества, позволяющим продуктам дольше работать в кадре. Основная моя идея — постараться научить вас делать и сдавать качественную съёмку. При такой организации не надо бегать, чтобы посмотреть в видоискатель камеры, или щёлкать, чтобы показать кадр клиенту. В какой-то мере её заменяют тилт-шифт-объективы; они же позволяют ускорить процесс компоновки и съёмки отдельных предметов для удешевления сметы или работы с менее подготовленным помощником. Желательно развести разные съёмки так, чтобы между ними был свободный день — студии надо подготовиться к съёмке, либо сдать файлы от предыдущей съёмки. Важно так осветить его, чтобы не появились дополнительные блики на поверхности (хотя в некоторых случаях небольшое пятно и может оживить изображение), — это достигается подсветкой, отражателями и фоном (стекло или фон), на котором лежит предмет. Работа с заказом, бриф, техзадание, превью
Работа над рекламной фотосессией начинается с получения брифа — фактически, технического задания, описывающего требуемый результат. 2. Важен подъём стола: стилисту должно быть удобно, всё должно находиться под рукой, объектив не должен перекрываться при постановке композиции. Клиент уважает уверенность фотографа. Можно взять что-то из светлого дубля и прорисовать дополнительное свечение, или из более тёмного — чтобы дополнить тени для объёма. Второй монитор стоит у съёмочного стола, и камера работает в режиме живого видео. Как правило, это верхний задний свет. Записаться на обучение можно по телефону: +7 985 760 6982 5. Выбор камеры и объектива
Камера выбирается из того, что есть у вас в арсенале или арендуется. 9. Ракурс важен для продолжения линейки упаковки: ведь вам необходимо попасть в тот же ракурс, что и на прошлой съёмке. Но, чтобы получить такой бриф, вы должны быть известны — тогда кто-то порекомендует вашу студию, или клиент уже видел ваши работы на сайте или выставке, или вас хвалит дизайнер, или у продакшена уже сложилось хорошее впечатление о студии — а это предполагает комфортность работы, удобство проезда не только на машине, но и общественным транспортом, и даже такие штрихи, как хороший кофе и свежие фрукты на столе. Очевидно, скоро это станет нормой и повсеместной практикой. В студии работает великолепный food-стилист — Наталия Агладзе. Это один источник света. Закупаются основные крепкие фрукты, которые могут долго храниться без ущерба для качества. При съёмке с ограниченной глубиной резкости очень важны законы композиции кадра, законы цветовых пятен в натюрморте. Клиенту это надо показать и тактично убедить его в оптимальности такого решения. Ну и, конечно, какая-то часть опыта Сергея Мартьяхина вполне может оказаться полезной и вам. Выбираем направления главного удара. Если у вас хватает умения и наглости — предлагайте и настаиваете на своем видении. Важно знать, на каком фоне будет потом фрукт «жить» (это нужно узнать у клиента): если на светлом — тогда освещение требуется более равномерное, без глубоких теней — можно снимать и на белом или светло-сером фоне. Съемка натюрморта
Натюрморт — предметы, соединённые в кадре общим смыслом и работающие на одну идею. Наиболее качественное с точки зрения освещения — такое, которое напоминает естественное, то есть дневное. Вы задаёте «досметные» вопросы — проводится ли тендер? 7. Советы стилиста учитываются при подготовке и расчёте продуктов и съёмочного времени. Дежурный свет у нас стоит, композиция кадра постепенно складывается. 1. Обычно это более жёсткий свет (всё, конечно, относительно). Именно поэтому мы публикуем этот материал практически без редакторской правки: мы считаем, что познакомиться с профессиональной организацией рекламной съёмки будет небезынтересно многим нашим читателям. Так как съёмочные штативы тяжёлые, кадры удобно накладывать друг на друга, приглушая блики и вытягивая тени для полиграфии. Фотограф отвечает за общее руководство съёмочной командой и согласование всех процессов, включая приглашение дополнительных специалистов, консультации узких специалистов. 8. И вот вам прислали бриф или техзадание. 13.Вылизывание кадра. Также снимается необходимое количество дублей, чтобы в светах не было вылетов, а в тенях — провалов. Съёмка одиночных овощей и фруктов под обтравку
Освещение одиночного продукта зависит от требований клиента, если это заказная работа или съёмка для фотобанка, и только от собственного взгляда, если это художественный проект. Если у вас есть «гармошка» или тилт-шифт-объектив, можно контролировать направление и степень нерезкости путём увода объектива в противоположную плоскость. И, конечно, если вы занимаетесь фуд-съёмками или прикладной съёмкой, вам нужен макрообъектив. Обычно для натюрморта хватает четырёх источников с разными насадками и отражателями, иначе получается световая каша и теряется целостное восприятие картинки. Съёмка на стекле удобна тем, что можно регулировать фон и подсветку простым приближением или удалением фона, не создавая дополнительных бликов на фрукте. Необходимо учитывать множество факторов: необходима ли по сюжету контролируемая глубина резкости (по плоскости или по вертикали) — максимально профессиональна во всех подобных случаях форматная камера-«гармошка», которая позволяет пустить резкость по любому направлению, удобно держать геометрию прямоугольных предметов и художественно изменять её (примером служит возможность из формы яйца на матрице сделать шар или «героические» ракурсы). Свет и композиция — согласование с арт-директором и клиентом
После подписания сметы бронируется время съёмки (никогда не отказывайтесь от съёмки по причине возможного совпадения разных съёмок на один день: всегда что-то в последний момент меняется, так бывает постоянно). Сделать плохо нетрудно, вы, возможно, прошли уже через это и поэтому теперь читаете мою статью.