Евгений Лященко, Медиа Группа Украина, о рисках принятия новых законов — специально для «Снято в Украине»

Oдин из тeзисoв, кoтoрый рeгулярнo всплывaeт в инфoрмaциoннoм прoстрaнствe, — зaпрeт нa рoссийский кoнтeнт будeт стимулирoвaть сoвмeстнoe прoизвoдствo с eврoпeйскими тeлeкaнaлaми. Нo, к сoжaлeнию, крoмe oбщeгo фoнa, к сaмoму зaкoнoпрoeкту eсть критичeскиe зaмeчaния, кoтoрыe в случae пoддeржки пaрлaмeнтoм дaннoгo зaкoнoпрoeктa вo втoрoм чтeнии, будут прeдстaвлять сeрьeзную прoблeму для вeдущиx субъeктoв укрaинскoгo рынкa кинo. Или кaкиe шaнсы были дaны укрaинским прoдaкшнaм, кoтoрыe сoздaли тысячи рaбoчиx мест, финансировали производство украинского продукта, в т.ч. Его называют законопроектом Виктории Сюмар — народного депутата, одного из авторов документа. С одной стороны, каналы вынуждены были искать новые идеи для заполнения своей сетки и увеличивать объемы собственного производства; с другой стороны, нехватка ресурсов отразилась на качестве, привела к однотипным запускам, экспериментам «дешево и сердито», в минимальные сроки. Но мы забываем, что европейское телесмотрение кардинально отличается от телесмотрения в Украине, и найти интересные идеи для совместного производства крайне сложно. На очереди рассмотрение законопроекта «О государственной поддержке кинематографии в Украине » (№ 3081-д). И готова ли украинская индустрия производства кино- и телефильмов и сериалов к значительному — качественному и количественному — скачку в развитии? Кинорынка в Украине не существует. Автор: ЕвгенийЛященкодиректор «Медиа Группа Украина» Является ли запрет показа российских фильмов и сериалов на телевидении стимулом для развития украинской киноиндустрии? Строить современную украинскую киноиндустрию нужно вместе, выигрывать или проигрывать — в условиях честной конкуренции. В., Стеценко Д. Какие шансы были предоставлены телеканалам, которые в момент вынуждены были списать контент на сотни миллионов гривень? Уже принят ряд изменений в законы, регулирующие деятельность в сфере показа кинопродукта в телеэфире и кинопрокате. Пытаюсь вспомнить, когда запреты стимулировали развитие. И только. Представителям украинской власти и бизнеса нужно понять, что Украина стоит на пороге важнейших изменений, когда меняется роль власти, а бизнес приходит к пониманию, что развитие возможно только при условии объединения усилий, наличия доверия между участниками рынка, постоянного обмена информацией и использования совместных конкурентных преимуществ, например, в виде единого образовательного центра по подготовке узкопрофильных специалистов. Кстати, согласно законопроекту № 2766, стимулировать мы будем и киноиндустрию США и Канады, а также, например, Турции, которая тоже подписала конвенцию о трансграничном телевидении и чьи сериалы заполняют эфир конкретных телеканалов. Но далеко не все правила взяты из европейских первоисточников, более того основные положения законопроекта противоречат подходам к определению и расчету квоты европейского продукта, которые содержит Европейская конвенция о трансграничном телевидении, а также Директивы Европарламента и Совета Европы. Если добавить к этому дополнительные ограничения, которыми планируется регулировать уже не контент, а структуру телевизионной программы канала, то получается, что регулятор дополнительно к контролю самого контента будет указывать каналам, что и когда показывать. Я даже не буду приводить в пример США, европейские страны, Китай. Если посмотреть в первую очередь на рынок телевидения, то в такой тяжелой ситуации он еще не находился: 1) Падение доходов телеканалов напрямую повлияло на снижение объемов финансирования собственного производства, на покупку форматов, на масштаб запускаемых проектов. Нет. Ситуация с реформами в киноиндустрии и телепоказе сейчас самая горячая. Но прежде всего я бы хотел обратить внимание на законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О телевидении и радиовещании» (относительно определения передач европейского производства), который зарегистрирован под номером 2766 (авторы — народные депутаты Украины Сюмар В. Евгений Лященко директор «Медиа Группа Украина» Проект «Снято в Украине» попросил участников инициативной группы «#Кінокраїна» оценить ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день с производством кино и сериалов, их показом на телевидении. При этом совершенно непонятно, кому и зачем нужны подобные законодательные инициативы, так как на государственном уровне российский контент и так находится под существенными запретами и ограничениями благодаря изменениям, которые были внесены в ЗУ «О кинематографии». В Нигерии ежегодно снимается более 2 тысяч лент в год, а годовая прибыль киноиндустрии составляет, по разным оценкам, от 250 до 500 млн долларов. Из разных источников я слышал, что законопроект связывают с широкой инициативой «Кінокраїна», которая действительно создавалась с активным участием медиагрупп и продакшнов. ВР должна была еще в конце декабря прошлого года рассмотреть этот законопроект, который разрабатывали нардепы и чиновники Госкино, крупнейшие игроки рынка — кинопродакшны и медиагруппы, объединившиеся в инициативную группу, названную «#Кінокраїна». Три основных фактора, повлиявших на бизнес кинопродакшенов и медиагрупп, и результаты этого влияния? В этой ситуации каналы вынуждены были прибегнуть к необходимости списывать запрещенный контент как неликвидный, и это в свою очередь привело к увеличению убытков телеканалов в 2015 году. Давайте не будем себя обманывать. Ключевой фактор для количественного и качественного скачка — наличие долгосрочной государственной стратегии и программа развития собственного украинского кино как бизнеса. Я как активный участник «Кінокраїни» хочу сказать, что этот закон не имеет к «Кінокраїне» никакого отношения. Скорее наоборот, тормозит ее развитие. Давайте возьмем Нигерию. В первую очередь вызывает тревогу то, как законопроект готовился и обсуждался. Кому стало лучше, а кому хуже? П., Высоцкий С. А инвестировать в украинское производство в условиях текущей как законодательной, так и бизнесовой неопределенности консервативный европейский игрок вряд ли решится. Поэтому ситуацию с киноиндустрией в Украине, с оглядкой на то, какие решения были приняты и не приняты в 2015 году, нельзя определить как оптимистичную с точки зрения бизнеса. Поэтому кому и зачем понадобился еще один законопроект, который вводит массу спорных и неоднозначных правил, против которого выступает индустрия — это открытый вопрос. Вместо каких-либо преференций украинские кинопроизводители получат очередной пакет ограничений, которые приведут к дополнительным убыткам и, соответственно, будут ухудшать финансовые показатели, которые и так оставляют желать лучшего. Какие факторы дают возможность для развития кинобизнеса? производство телевизионных программ в Украине находится на очень высоком уровне. Но это всегда дорого, не всегда эффективно и точно невозможно сделать в течение двух-трех месяцев. Такой сюрреализм существенно ограничивает возможности телеканалов заказывать у украинских продакшнов производство контента, а украинским продакшнам — его производить. Что будет эффективно работать, а что — дань компромиссу? Хочу уточнить, что мы говорим об индустрии производства киносериального контента, т.к. Авторы закона делают ключевой акцент на том, что законопроект приводит Украину к европейскому регулированию. Сам по себе запрет несет ограничительную функцию. В отдельных случаях он даже привел к закрытию предприятий. При этом важно, что некоторые европейские страны вводили, по сути, квоту на СОБСТВЕННЫЙ европейский продукт, чтобы, с одной стороны, стимулировать собственное же производство, с другой стороны — защититься от контента производства студий США. Данный законопроект готовился без учета мнения индустрии, широкая индустриальная общественность не была привлечена к его обсуждению, в результате чего мы имеем законодательную инициативу, которой вместо реальной поддержки кинопроизводства, предлагается установить очередные нормативные запреты для теле- и киноконтента. О бизнесе можно говорить тогда, когда есть прибыль хотя бы в прогнозируемой перспективе. И добрая воля всех участников рынка воплотить в жизнь задуманное.