Елена Санаева рассказала о болезни Алексея Петренко

Пoслeднeй пaртнeршeй нa тeaтрaльнoй сцeнe Aлeксeя Пeтрeнкo стaлa aктрисa Eлeнa Санаева. Они играли в пьесах «Дом» и «Пока наливается пиво» театра «Школа современной пьесы». Мы созвонились с Еленой Всеволодовной, чтобы узнать, каким актер запомнился ей в этих последних театральных ролях.

фото: Сергей Иванов

— Сегодня в семь утра я включила приемничек и услышала эту новость… Она ошарашила меня, конечно. Мы ждали уже, что в марте будем с ним играть. Мы так и не поняли, почему он три месяца не был в театре. Узнали, что он подхватил какую-то инфекцию и что он очень заразен, поэтому он не может приходить в театр. Он рвался очень, но его не пускали. И вдруг такая весть. Мы думали, что уже вот-вот придет и поправится…

— Было ли заметно, что он в тяжелом состоянии?

— Нет! Так никто и не понял, что случилось. Никому не удалось даже поговорить с ним! Его почему-то не связывали с нами… Но мы его ждали.

Елена Всеволодовна вспоминает, что Петренко был художником очень требовательным к себе, очень изобретательным, очень страстным.

— 25 лет назад, когда театр «Школа современной пьесы» только зародился, Алексей Васильевич играл вместе с Альбертом Филозовым и Любовью Полищук в спектакле «А чой-то ты во фраке?» И он и пел там, и танцевал. Это было мило и обаятельно. Они дружили с Филозовым, были в очень добрых отношениях. Когда мы потеряли Альберта Леонидовича, Петренко откликнулся, пришел к нам и мы с ним играли то, что играли с Филозовым. А потом играли в новом спектакле Гришковца «Пока наливается пиво». И он для своей роли придумал костюм, принес какую-то шляпу, какой-то плащ принес… Вобщем, было очень отрадно видеть, что возраст совершенно не помеха его творчеству. И я знаю, что он собирался в нашем театре отметить свое 80-летие, думал о программе, которую он представит. Очень печально, когда такие зубры покидают нас.

Пути Санаевой и Петренко переплелись. Напомним, что актер играл в экранизации книги Павла Санаева, сына Елены Всеволодовны, «Похороните меня за плинтусом». В картине ему досталась роль дедушки главного героя, прототипом которого стал отец Елены Санаевой советский актер Всеволод Санаев.

Со светлой грустью Алексея Петренко вспоминает и Никита Михалков. В его фильмах актер сыграл ярчайшие роли: генерала Радлова в «Сибирском цирюльнике», присяжного в фильме «12».

— Мы работали на «Сибирском цирюльнике», он играл генерала Радлова. Это был праздник, восхищение. И трогательно, и смешно. Там он должен был говорить по-английски, и мы наняли англичанина-педагога. Леша очень сопротивлялся: «Ну какой английский»… Правда, как можно представить себе Петренко и английский язык! Две вещи несовместные, но тем не менее играть надо было. Мой номер в гостинице был не далеко, и я всегда, выходя, проходил мимо двери, где жил Петренко и где он должен был заниматься с англичанином. Первые три дня занятий было тихо, а на четвертый или пятый день англичанин запел русские песни, стал употреблять крепкие русские выражения… Казалось бы, анекдотичная история. Но как раз в этом и заключается мощь Петренко. Он мог любого человека силой своего таланта заставить быть таким, каким ему хочется, чтобы тот был.

Стало известно, что церемония прощания с актером пройдет 27 февраля в Доме кино. Она начнется в 11:00.

Прекрасный чудак, смелый и спонтанный: каким был Алексей Петренко