Дмитрий Сибирцев: «Оперные артисты — это не застегнутые на все пуговицы классики»

Дмитрий Сибирцeв xoрoшo извeстeн цeнитeлям клaссичeскoй музыки нe тoлькo как директор театра «Новая опера», но и как создатель уникального коллектива «ТенорА XXI века», который прославился в России и за рубежом. В начале следующего года проекту стукнет уже 12 лет. «МК» пообщался с руководителем проекта и выяснил, насколько публика нынче интересуется классическим искусством.

Дмитрий Сибирцев. Фото: предоставлено пресс-службой «Тенора XXI века»

— Дмитрий, как появились «ТенорА XXI века»?

— 12 лет назад мы решили, что нам пора существовать самостоятельно, в отрыве от других концертных организаций. Пять солистов разных московских театров договорились создать вот такой коллектив. Чуть позднее добавились еще два солиста. Мы включили в название такое сочетание слов, как «арт-проект», чтобы нас, не дай бог, не путали с хором каким-нибудь.

— А что, путают?

— Да, например, с «Хором Турецкого». Во-первых, мы никакой не хор, а во-вторых, там собираются люди, обладающие разными голосами по своей высотности. А мы же поем на одной высоте. Наши концерты проходят по принципу: прежде всего продемонстрировать индивидуальность, а потом уже показать, как мы умеем петь все вместе. Не все участвуют в каждой программе, потому что характер голоса и его возможности у всех разные. Например, программу «Золотой век советского танго» исполняют певцы, если можно так сказать, более сладкоголосые. Так было принято в советские времена. Драматическим певцам там делать нечего, иначе это будет насмешка и пародия на стиль.

— Несмотря на кажущуюся ограниченность круга слушателей, проблем с востребованностью «Теноров XXI века» не возникает?..

— Только представьте: раньше мы давали от 70 до 100 концертов в год. А в этом году вышли на сцену около 150 раз, а к концу года это будет 180. Оперное искусство — это популярное направление. Непосредственно оперная музыка в нашем репертуаре занимает от силы 2–3%. Самое главное, мы даем понять, что оперные артисты — это не застегнутые на все пуговицы классики, которые абсолютно к себе никого не подпускают. Мы достаточно открыты.

— И что, вы даже не устаете от такой загруженности?

— Есть такое понятие — профессионализм. Это когда наши артисты после 9-часового перелета на Дальний Восток на концерте поют, а люди не замечают, что они очень сильно устали и не выспались. В этом проверяется крепость, вокальная школа, а также чисто человеческие отношения. У нас был случай, когда по контракту на выступлениях в Южной Корее мы были обязаны находиться на сцене полным составом. А один из наших солистов из-за особенностей местной кухни остался без голоса. Он мог только выйти и постоять. То есть присутствие его состоялось, ребята за него спели. Это такая поддержка, которую очень трудно увидеть в том же оперном театре, потому что там серьезная конкуренция.

— Слышала, у вас есть один неожиданный пункт в райдере. И он касается девушек…

— Да, мы с собой в поездки не берем девушек. Наши девушки-администраторы работают на «удаленном доступе». Некоторые певцы изъявляли желание отправиться в поездку со своей женой или подругой, но это пресекается. Впрочем, некоторые обладают способностью скрыть своих спутниц от глаз членов коллектива. Лично я это не приветствую. Потому что это порой влияет на качество концерта. Во-первых, солист может устать, не выспаться. Во-вторых, ему могут устроить сцену. Нам это абсолютно не нужно.

— А поклонницы проявляют свою безграничную любовь, как это бывает у поп-музыкантов?

— У нас есть забавная традиция: я в конце вечера выхожу и говорю, что мы концерт заканчиваем, но «послушать нас в приватной обстановке вы можете в гостинице такой-то, в таких-то номерах». Называю номера абсолютно от балды. И один раз толпа сотрудниц одного НИИ пришла в отель и начала требовать, чтобы их допустили до артистов. А недавно мы получили письмо, где было написано, что дочь нашей поклонницы на следующий день после концерта успешно родила мальчика.

— Кажется, вы уже перепели все песни. Какие еще творческие планы у «Теноров XXI века»?

— Мы создаем новые программы: «Волшебный голос Робертино», «Песни о маме», «Прекрасные города мира», совсем скоро в зале церковных соборов храма Христа Спасителя повторим нашу замечательную программу «Золотой век советского танго». Едем на гастроли в Латвию, на Кипр, в Израиль. А еще — готовим сольные концерты Саши Захарова и нашего нового дуэта Сергея Писарева и Георгия Фараджева. Решили, что было бы очень интересно, если бы Сережа и Жора сделали и свой сольник, и драматический спектакль, где они в основном будут петь. Также там будет играть известный артист. Мы сами даже сделали декорации. Я жду от этого и собственного удовольствия, так как буду принимать участие в качестве одного из пианистов инструментальной группы.